/Новости медицины/ДНК и белковые вакцины против ВИЧ

ДНК и белковые вакцины против ВИЧ

Новое исследование с использованием ДНК и белковых вакцин против ВИЧ в различных комбинациях показывает, что антитело и клеточный иммунный ответ возникают в течение 6 недель с момента вакцинации, и комбинация должна вводиться совместно для наиболее быстрой защиты. Это позволит провести более масштабные испытания вакцины на эффективность. Сегодня около 40 миллионов человек инфицированы ВИЧ, и 1,2 миллиона смертей в год связаны с этой инфекцией.

Вакцины протестировали вакцину ДНК-ВИЧ-PT123 и белковую вакцину AIDSVAC B/E. Различные комбинации этих препаратов были назначены четырем группам пациентов, получавших лечение от ВИЧ-инфекции.

Испытание, названное HVTN 105, было проведено сетью испытаний вакцин против ВИЧ. Это было предназначено для продвижения результатов, полученных в ходе первого испытания вакцины, чтобы продемонстрировать любую выгоду от вакцины против ВИЧ, испытания RV144/Thai, проведенного армией США.

В ходе исследования RV144 была протестирована вакцина, содержащая вирусный вектор, модифицированный генами GAG, протеазы и env ВИЧ, а также рекомбинантный белок gp120 (антиген гликопротеина на оболочке ВИЧ-AIDSVAX B/E), в возрасте 0, 1, 3 и 6 месяцев. Ранее вакцины на основе белка не смогли защитить от инфекции. RV144, однако, произвел главным образом антител-основанный ответ с предохранением от около 30% и 60% против инфекции на 3 месяцах и одном годе соответственно. Наличие IgG2 антител против v1v2 области антигена оболочки ВИЧ gp120 было наиболее защитным, и самые высокие уровни этого антитела были связаны с эффективностью вакцины более 60%. С другой стороны, уровни IgA коррелировали с риском инфекции, возможно, потому, что они препятствуют антителам распознавать антигены через их Fc-Домены. Наличие антителозависимой клеточной цитотоксичности (ADCC) и низкого титра IgA связано со снижением риска инфицирования.

Новые направления в текущем исследовании

HVTN 105 предназначался для изучения преимуществ дозы праймера вакцины для повышения преимуществ испытания RV144. Вирусный вектор ALVAC был заменен ДНК-плазмидной вакциной с теми же генами, но другим антигеном оболочки. Плазмида ДНК предлагает несколько улучшений по сравнению с вектором ALVAC. ДНК-вакцины являются более термостабильными, простыми в изготовлении и более универсальными в том смысле, что они могут быть изготовлены для содержания различных комбинаций вируса ВИЧ с адъювантами или без них. Их профиль безопасности в других векторных вакцинах также был доказан.


Эта комбинация ДНК ВИЧ и белковой вакцины была протестирована в двух небольших испытаниях, показывающих значительные антитела и клеточные иммунные реакции. Настоящее исследование уникально в показе результатов затравки с протеином и использования вакцины ДНК как ракета-носитель, и использования 4 доз вакцины ДНК, так же, как быть среди немногих проб для того чтобы испытать влияния давать эти 2 продукта совместно от первой дозы вперед.

В группы (Т1-Т4) вошли 104 пациента, которые вряд ли были инфицированы ВИЧ. Средний возраст жителей составил 27 лет, из них 53% - мужчины. Они были рандомизированы в одну из четырех групп лечения. Все они были вакцинированы внутримышечно в 0, 1, 3 и 6 месяцев. T1 получал белковую вакцину в течение первых двух доз, а затем ускорители ДНК для следующих двух доз. Т2 получали дозы в обратном порядке. Группа Т3 получала ДНК ВИЧ для прайминга в течение месяцев 0 и 1, причем ДНК и белок вводились вместе в качестве ускорителей вакцины в течение следующих двух доз. В Т4, эти два были даны вместе для всех четырех доз.

Вакцины в целом были безопасными и хорошо переносились. Во всех четырех группах от 80% до 100% участников ответили через 2 недели после второй дозы белковой вакцины. Самый высокий ответ был в обеих группах T3 и T4, где от 95% до 100% участников показали продукцию антител против gp120, а также V1V2. Все участники также показали реакцию Т-клеток. Продукция ADCC и нейтрализующих антител в ответ на вакцину была замечена на самых высоких уровнях в T3 и T4 соответственно. Иммунный ответ был субоптимальным, когда прайминг проводился с использованием белковой вакцины с последующим повышением ДНК. Прайминг ДНК с помощью протеинового бустера вызывал иммунный ответ, но ниже того, который достигается введением ДНК и белка вместе.  

Самая высокая продукция IgG3 была замечена в T3. Отношение IgA к IgG при режиме Т4 было ниже, чем при режиме Т3, и это связано со снижением риска развития побочных эффектов. Производство IgG4 было неожиданно высоким в группе T4, находка, которая требует больше работы, чтобы понять. CD4+ Т-клетки были одинаково индуцированы во всех группах, но не CD8+ клетки.

Важность исследования заключается в его демонстрации более мощной индукции иммунитета путем совместного введения ДНК с белковой вакциной, по сравнению с умеренными ответами, уже наблюдаемыми в RV144. Наличие антител и клеточных реакций на вакцинацию поможет протестировать вакцину на большем количестве людей,чтобы определить ее фактическую эффективность.