/Статьи по медицине/6 основных периодов развития детства: этапы, особенности, кризисы

6 основных периодов развития детства: этапы, особенности, кризисы

Детство - время познания окружающего мира, когда формируются основы развития личности, как в физическом, так и в нравственном плане. Это время имеет огромное значение в жизни каждого из нас. Человек получает своеобразный фундамент, на котором в последствии, будет строится личность и в буквальном смысле вся жизнь, потому что она зависит от принимаемых нами решений и шагов в определенном направлении. Эти шаги и действия человек совершает под влиянием своих моральных принципов, а также знаний, которые закладываются именно в детстве. Это понимание периода детства и его значения с точки зрения философского, психологического и эмоционально-нравственного подхода. Однако, в медицине существует своё понятие детства человека. Медицинский подход к этому определению сильно отличается от нравственного. Он «лишен эмоций». В рамках этого подхода предоставляются «сухие факты», которые имеют под собой неоспоримую основу в виде медицинских исследований.
Детство (в медицинском понимании) — это период роста и развития ребенка от рождения до 18 лет, в ходе которого происходит развитие основных функций органов и систем человеческого организма.
В связи с этим, следует несколько подробнее остановиться на двух понятиях, которые тесно связаны между собой: рост и развитие или, другими словами, созревание.

Рост и развитие ребенка

Рост – это процесс, который проявляется изменениями размеров тела. На уровне клеток развитие представляет собой увеличение числа клеток (или ядер) и увеличение их объема, что представляет собой непрерывный процесс, который достаточно легко изменяет свой ритм. Этот процесс далеко не всегда происходит в одинаковом темпе. Скорость роста варьируется в зависимости от особенностей каждого ребенка, и этим можно объяснить различия между людьми, которые видны во взрослом возрасте. Созревание - процесс, который проявляется изменениями структуры, состава и функционирования клеток, тканей, органов или всего тела вообще, представляя собой также непрерывное явление, развивающееся с относительно постоянной скоростью. Данный процесс невозможно увидеть невооружённым глазом. Его темпы варьируются в зависимости от ребёнка и его индивидуальных особенностей. Но результат процесса созревания- зрелость одинаков для всех людей.

Эти два механизма взаимосвязаны: быстрота роста зависит от эндокринного созревания, как и пропорции тела. Вес, в свою очередь зависит от темпа созревания тканей. Сопоставление и анализ этих двух процессов позволяет оценить общую картину развития организма, а также установить факторы, которые могут оказать на него влияние. Учитывая факторы роста и развития организма человека, можно разделить детство на несколько периодов, которые не равны по продолжительности, но равны по значимости.

Внутриутробный период

Внутриутробный период ребенка

Внутриутробный период (предродовой) – это 9 месяцев беременности, когда ребёнок растёт и развивается в утробе матери. Внутриутробный период является одним из самых быстрых и комплексных этапов развития, учитывая, что в течение 9  месяцев из микроскопической клетки, преобразуясь и совершенствуясь, постепенно развивается плод весом около 3 кг. В течение этого периода клетки формирующегося человека являются чрезвычайно уязвимыми, несмотря на защиту, оказываемую материнским организмом и плацентой.  Наблюдение и оценка внутриутробного роста осуществляется в зависимости от продолжительности беременности (подсчет количества дней между последней менструацией и родами) и на основании признаков созревания различных органов и нервной системы.

В течение первых 3 месяцев (зародышевый период) внутриутробной жизни все системы организуются и развиваются достаточно быстро. Именно в этот период патологические факторы, в большинстве своем наружного происхождения, такие как вирусы, бактерии, вызывающие различные заболевания или вредные привычки матери обусловливают большинство отмечаемых врожденных аномалий. В конце
второго триместра беременности размеры плода составляют 70 %, а вес - всего лишь 20% по отношению к этим значениям при рождении. Следовательно, последние 3 месяца беременности представляют собой наиболее быстрый период роста и, особенно, увеличения веса тела.

Младенчество (до 1 года)

Возрастной период новорожденного ребенка до 1 года

  1. Период новорожденного (0-28 дней) представляет собой этап адаптации ребенка к внеутробной жизни, это наиболее трудный период с точки зрения ухода со стороны матери, врача и патронажной сестры. Ребёнок в этот период наиболее уязвим и подвержен влиянию внешних факторов (окружающей среды, вирусов и других раздражителей), которые бьют по ещё не до конца сформировавшемуся иммунитету малыша.  Питание, уход за кожей и создание необходимых условий окружающей среды (белье, правильно проветриваемое и согреваемое помещение, адаптация семьи к новому члену, создание у матери навыков ухода за новорожденным) имеют очень большое значение. Мать должна научиться различать пределы нормы в явлениях, наблюдаемых у новорожденного. Она должна понимать, что в поведении ребёнка и его реакциях на внешне раздражители является нормой, а что можно считать отклонением от нормы и поводом для беспокойства. Этого понимания необходимо добиться с первых же дней, так как в этот период происходит целый ряд физиологических явлений - желтуха, снижение веса тела, кожные высыпания и т. д., а заболевания вообще имеют тенденцию к генерализации и быстрому развитию, потому что иммунная система ребёнка ещё находится в стадии формирования.
  2. Период грудного возраста (28 дней - 1 год) характеризуется продолжающимся быстрым увеличением веса и роста. Длина тела в течение первого года жизни увеличивается на 20-23 см, а вес удваивается спустя 5 месяцев и утраивается за год. Окружность черепа увеличивается на 12 см (34-35 см при рождении, 46-47 в возрасте одного года). Размножение клеток нервной системы заканчивается в возрасте 5 месяцев. Исключительно молочное питание в начале жизни дополняется другими продуктами и становится все более разнообразным к концу первого года. Для матери этот период является длинным и трудным, если принять во внимание, что ее знания и навыки должны пополняться каждую педелю, а иногда даже и каждый день. Существо, которое умеет только спать и глотать, становится маленьким человеком, который к концу первого года ходит, начинает говорить, проявлять характер. Заболевания, которые преобладают у грудных детей, зависят, главным образом, от качества ухода со стороны семьи (поносы, дыхательные инфекции, кожные эаболевания, плохое питание и т. д.). Развитие этих заболеваний зависит как от строения организма ребенка, от его индивидуальных особенностей и  подверженности каким-либо заболеваниям, так и от сотрудничества между педиатром, семьей и патронажной сестрой.

Преддошкольный возраст (1-3 года)

Период раннего детства или младшего дошкольного возраста (1-3 года) характеризуется замедлением темпов увеличения веса тела (3 кг в возрасте 1-2 года; 1,5-2 кг в возрасте 2-3 года) и роста 2 - 3 см в возрасте 1 - 2 года; 1 см в возрасте 2 - 3 года). Пропорции между размерами головы, тела и конечностей изменяются, обусловливая изменения внешнего вида ребенка. Появляются последние молочные зубы, ребёнок твёрже стоит на ногах и совершенствует свои навыки в движении. В этот период следует вырабатывать у ребенка соответствующие навыки и привычки. Нужно помогать ему лучше освоиться в окружающем его мире и почувствовать себя его частью. В раннем детстве среди заболеваний преобладают: несчастные случаи, интоксикации, некоторые расстройства поведения, как вследствие неправильного ухода за ребенком. В этот период ребёнку интересно всё, и чтобы уберечь его от несчастных случаев, следует следить за ним. Так же нужно обращать внимание на его психологическое и психическое состояние, чтобы сформировать для него правильные жизненные ценность, открыть его особые таланты и помочь ему развиваться, как личность.

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Второй период детства пли дошкольный период (3-7 лет).  В этот период физическое развитие ребенка происходит плавнее. По сравнению с показателями при рождении, в 5 лет вес тела увеличивается в 5 раз, а рост удваивается в 4 года. Миелинизация головного мозга заканчивается к 3 годам, а в 6 лет его объем достигает 90 % по сравнению со взрослым. Меню ребёнка становится более разнообразным. В этом возрасте ребёнок перестаёт нуждаться в частых кормлениях, как в предыдущие периоды. В этом периоде ребенок становится более самостоятельным (совершенствует свои социальные навыки и навыки самообслуживания).
Родители должны понять, что ребенку общение, основная его деятельность сейчас – это игра. В процессе игры он учится общаться и взаимодействовать с окружающими его людьми.
В этом возрасте опасны вирусы, может развиться аллергия. Следует внимательно следить за ребёнком. Но, в то же время, вынужденное «столкновение» с вирусами необходимо для развития иммунитета ребёнка, чтобы в будущем он менее был подвержен различным заболеваниям.


Младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет)

Третий период детства или школьный возраст начинается с 6-7 лет и заканчивается в 11 - 12 лет, будучи периодом сравнительно плавного развития, скорость которого почти постоянна; это - возраст совершенствования приобретенных навыков,  начала активного развития личностных качеств, творческих и других способностей. Познание самого себя и своего особого места в мире. Далее развитие и совершенствование собственной личности происходит непрерывно в течение всей жизни. Что касается физических показателей, процесс роста, главным образом, затрагивает конечности. Появляются постоянные зубы.

Переход от периода детства к периоду взрослого возраста происходит различно у каждого ребенка. Признаки половой зрелости прогрессируют одновременно, но в различном ритме, и в течение 4 - 5 лет ребёнок развивается в физическом и духовном плане и становится взрослым человеком. Организм переходит во взрослое состояние. Этот период, который обычно называется периодом половой зрелости,
состоит из 3 этапов.

Средний школьный возраст (до 15 лет)

  1. Препубертатный период (препубергатностъ) начинается приблизительно в 10 лет у девочек и в 12 лет у мальчиков; его доминирующим признаком является секреция соматотропного гормона, который стимулирует рост. Кроме того, в этом периоде у девочек начинается секреция яичников, а у мальчиков - секреция тестикулярных гормонов.
  2. Период половой зрелости (как таковой) начинается в возрасте 10- 14 лет у девочек и 11 - 16 лет у мальчиков. Как начало, так и продолжительность этого периода могут быть весьма различными, но вообще он более короток у девочек (~4 - 5 лет), чем у мальчиков (5 - 6 лет). В этом периоде доминируют процессы полового созревания вследствие повышается секреция гонадотропных и половых гормонов, происходит рост и функциональное развитие половых органов. После периода количественных накоплений происходит качественный скачок, то есть появление первого цикла менструации у девушек и первой эякуляции - в форме полюции - у мальчиков.

Старший школьный возраст (до 17-18 лет)

Этапы взросления ребенка до 18 лет

Старший школьный возраст (отрочество) продолжается от появления половой зрелости (первая менструация у девушек и первая полюция у мальчиков) и до окостенения хрящей роста. На этом этапе завершается половое созревание и, главным образом, наступает нейропсихическая зрелость. Это означает, что человек становится взрослым не только в физическом плане, но и в психическом и психологическом.  Это деление является произвольным, так как все изменения в течение этих периодов происходят в своё время и со своими особенностями, специфическими для каждой географической зоны, для каждой народности и даже являются индивидуальными для каждого ребенка одной и той же семьи. Многочисленные факторы, которые могут оказывать влияние на развитие вообще и,
соответственно, «на картину полового созревания» очень многообразны.
Среди них мы, прежде всего, назовем наследственность (у высоких родителей - высокие дети); питание (дети, которые в период грудного возраста и половой зрелости недополучили протеинов, которые содержатся в некоторых продуктах, таких как: молоко, молочные продукты, мясо, рыба, обычно маленького роста); наиболее убедительным примером являются японцы, переселившиеся в Соединенные Штаты Америки, которые, в результате изменения питания, в настоящее время имеют значительно более высокий рост; точно так же, за последние десятилетия наблюдается скачок роста жителей Японии вследствие повышения их жизненного уровня; окружающая среда вообще (высота над уровнем моря, климат, продолжительность светового дня, количество ультрафиолета, получаемого в солнечные дни); наследственные или приобретенные заболевания; социально-экономические факторы (санитарно-медицинские условия; подход родителей к уходу за ребенком - чрезмерно оберегаемые дети, которых растят с боязнью заболеваний, простуд, сквозняков, без правильной закалки, достигают половой зрелости позднее и с осложнениями; антисанитария в месте, где живет ребёнок;  разница в подходах каждого родителя к прогрессу и научным концепциям современной жизни; благополучная или неблагополучная семейная обстановка и т. д.).

Все эти факторы, уже давно известны и общеприняты, но правильно используются и толкуются только в некоторых странах. Это является причиной так называемой «акселерации роста с течением времени». Эта присущая нашему веку «акселерация» была отмечена во всех странах Европы и Северной Америки, а также в некоторых других странах, в которых произошли изменения питания и традиционного воспитания детей и, соответственно, у молодежи произошла смена ценностей и приоритетов. Как следствие влияния всех этих изменений на человека, его физическое и психологическое состояние, проявились даже некоторые кардинальные изменения во внешнем облике. Средний рост человека увеличивается каждое десятилетие на 1,5 см в возрасте 4 - 6 лет; на 2,5 см - к 11 годам и на 1
см - у взрослых лиц.

К тому же срок наступления половой зрелости сдвигается по времени в меньшую сторону. Это происходит с начала прошлого века. За десятилетие этот сдвиг составляет в среднем 4 месяца : соответственно, менструации появляются у девушек в среднем на 28 месяцев раньше, по сравнению с 1900 годом. В настоящее время этот процесс продолжается особенно среди детей
тех социальных групп, где улучшились жизненные условия и наблюдается  интерес к физическим упражнениям, физическому труду и распространению массовых видов спорта.
Следовательно, явление акселерации обусловливается улучшением питания, состояния здоровья и условий жизни, что позволяет детям и подросткам/
полностью реализовать потенциал, носителями которого они генетически являются. Факторы среды могут значительно и на долгий период времени или даже окончательно и навсегда изменить некоторые анатомические, функциональные, психологические и психические особенности человека; влияние окружающей и социальной среды особенно сильно в первые годы жизни (0-4 года) и в период полового созревания. Это – «переломные периоды» в жизни.  В это время организм человека и его личность наиболее уязвимы и поддаются влиянию сторонних факторов, как положительных, так и негативных.

Важно! Материалы, опубликованные на данном портале, не должны истолковываться как совет или рекомендация и рассматриваться в качестве основания для принятия какого-либо решения или действия. В любом случае вам стоит обратиться к лечащему врачу за качественной диагностикой и лечением.

Это может быть интересно