/Статьи по медицине/Несчастные случаи и интоксикации

Несчастные случаи и интоксикации

О важности вопроса несчастных случаев можно судить по статисти- 
ческим данным. В европейских странах несчастные случаи и интоксикации 
являются главной причиной детской смертности; регрессия пищевых отрав- 
лений и снижение инфекций выдвигают на первый план опасность несчастных 
случаев. 
Парадоксально то, что эта так называемая «избегаемая патология» за- 
нимает первое место в статистических данных. Достаточно одного момента 
невнимания, отсутствия должной осторожности, какого-нибудь недостаточно 
продуманного движения со стороны матери или другого лица, чтобы создать 
благоприятные условия для несчастного случая, иногда с фатальными последст- 
виями для ребенка. 
у детей в возрасте до 1 года отмечается наибольшее число всяких нес- 
частных случаев, но все же они не занимают первое место с точки зтрения 
ваболеваемоств и смертности. Следует сказать, что продолжает отмечаться 

неточность с точки зрения причин случайных смертных случаев в периоде 
детства. Наиболее частыми причинами являются следующие: 
перегревание: калорийный шок, солнечный удар; 
удушение - с затруднениями интерпретации; 
падения; 
интоксикации; 
ожоги. 

1040. Ожоги, вызываемые химическими веществами. Поражения кожи и 
слизистых оболочек, вызываемые химическими веществами (основаниями и 
кислотами) могут быть опасными и даже представлять опасность для жизни 
детей. Обычно они обусловливаются вевниманием со стороны взрослых или 
недооценкой ими недостаточного опыта детей. Моющие средства и другие 
химические, необходимые для хозяйства вещества следует держать под клю- 
чом; например, различные кислоты действуют непосредственно путем пря- 
мого контакта с кожей и слизистыми оболочками. Как правило, ребенок на- 
чинает сейчас же громко плакать; кожа и слизистые оболочки: углы рта, язык, 
нёбо, глотка приобретают белесоватый цвет, Большинство подобных ожогов 
обусловливаются концентрированным уксусом, сохраняемым е несеответст- 
вующей посуде. 
В случаях проглатывания какого-нибудь основного препарата дается 
разведенный уксус или разведенный лимонный сок, 

эти меры могут быть оправданы только, если они предпринимаются 
сейчас же после проглатывания соответствующей жидкости, а позже они не 
оказывают никакого действия. Не рекомендуется вызывать у детеъ рвоты; 
дети с ожогами, вызванными химическими препаратами, должны быть немед- 
ленно отправлены в больницу. 

1041. Ожоги и обваривания являются главными причинами несчастных 
случаев у детей в возрасте до 3 лет, и поэтому за детьми следует внимательно 
следить, если они находятся в кухне или ванной. Содержащие горячую жид- 
кость сосуды должны быть расположены так, чтобы дети не могли их дос- 
тать; типичным является, что когда дети еще нехорошо держатся на ногах 
и стараются найти защиту в матери, по пути к ней они опрокидывают все 
стоящее у них на дороге. Электрические разорванные провода от электроу- 
тюга, включенные в штепсель провода без изоляции могут вызывать тяжелые 
ожоги. Электрическая подушка также может вызывать ожоги. Перегретые 
батареи калорифера, печи, печные дверцы должны иметь специальные защит- 
ные приспособления. Ожоги рта, явыка и глотки могут быть обусловлены 
очень горячим содержанием бутылочки. Ребенка нельзя купать под душем 
с очень горячей водой или садить в ванну, в которой вода пущена из горячего 
крана. 

Меры первой помощи при ожоках варьируют в зависимости от тяжести 
ожогов; в случае, если произошел тяжелый ожог, ребенка следует немедленно 
отвезти в больницу. В случае ожогов 1 степени (только покраснение кожи) 
область ожога долгое время промывают холодной водой для устранения боли, 
а у более старших детей эту область подвергают дезинфекции про помощи 
спирта и сейчас же накладывают стерильные марлевые компрессы. При ожо- 
гах П степени (с образованием пузырей) и ПI степени (отпадение и отторже- 
ние тканей) место ожога покрывают куском чистого полотна, а ребенка за- 
вертывают в цокрывало и срочно отвозят в больницу. В случаях обваривания 

негочностъ с точки зрения причин случайных смертных случаев в периоде 
детства. Наиболее частыми причинами являются следующие: 
перегревание: калорийный шок, солнечный удар; 
удушение - с затруднениями интерпретации; 
падения; 
интоксикации; 
ожоги. 

1040. Ожоги, вызываемые химическими веществами. Поражения кожи и 
слизистых оболочек, вызываемые химическими веществами (основаниями и 
кислотами) могут быть опасными и даже представлять опасность для жизни 
детей. Обычно они обусловливаются невниманием со стороны взрослых или 
недооценкой ими недостаточного опыта детей. Моющие средства и другие 
хвмическве, необходимые для хозяйства вещества следует держать под клю- 
чом; например, различные кислоты действуют непосредственно путем пря- 
мого контакта с кожей и слизистыми оболочками. Как правило, ребенок на- 
чинает сейчас же громко плакать; кожа и слизистые оболочки: углы рта, язык, 
нёбо, глотка приобретают белесоватый цвет, Большинство подобных ожогов 
обусловливаются концентрированным уксусом, сохраняемым е несеответст- 
вующей посуде. 
В случаях проглатывания какого-нибудь основного препарата дается 
разведенный уксус или разведенный лимонный сок, 

эти меры могут быть оправданы только, если они предпринимаются 
сейчас же после проглатывания соответствующей жидкости, а позже они не 
оказывают никакого действия. Не рекомендуется вызывать у детеъ рвоты; 
дети с ожогами, вызванными химическими препаратами, должны быть немед- 
ленно отправлены в больницу. 

1041. Ожоги и обваривания являются главными причинами несчастных 
случаев у детей в возрасте до 3 лет, и поэтому за детьми следует внимательно 
следить, если они находятся в кухне или ванной. Содержащие горячую жид- 
кость сосуды должны быть расположены так, чтобы дети не могли их дос- 
тать; типичным является, что когда дети еще нехорошо держатся на ногах 
и стараются найти защиту в матери, по пути к ней они опрокидывают все 
стоящее у них на дороге. Электрические разорванные провода от электроу- 
тюга, включенные в штепсель провода без изоляции могут вызывать тяжелые 
ожоги. Электрическая подушка также может вызывать ожоги. Перегретые 
батареи калорифера, печи, печные дверцы должны иметь специальные защит- 
ные приспособления. Ожоги рта, явыка и глотки могут бьпь обусловлены 
очень горячим содержанием бутылочки. Ребенка нельзя купать под душем 
с очень горячей водой или садить в ватту, в которой вода пущена из горячего 
крана. 

Меры первой помощи при ожоках варьируют в зависимости от тяжести 
ожогов; в случае, если произошел тяжелый ожог, ребенка следует немедленно 
отвезти в больницу. В случае ожогов 1 степени (только покраснение кожи) 
область ожога долгое время промывают холодной водой для устранения боли, 
а у более старших детей эту область подвергают дезинфекции про помощи 
спирта и сейчас же накладывают стерильные марлевые компрессы. При ожо- 
гах 11 степени (с образованием пузырей) и III степени (отпадение и отторже- 
ние тканей) место ожога покрывают куском чистого полотна, а ребенка за- 
вертывют в покрывало и срочно отвозят в больницу. В случаях обваривания 

ни в каком случае не следует пытаться удалить одежду, из которой исходит 
пар, а одетого ребенка обливают большим количеством холодной воды. 
После этого ребенка раздевают, закутывают в простыню и отвозят В боль- 
ницу. Ни в коем случае нельзя применять по собственной инициативе перевяз- 
ки, масляные компрессы, мази, муки, пудры, мочу и т. д. как это часто наблю- 
дается. Во время транспортировки в больницу ребенка следует хорошо укутать 
и обложить его конечности бутылками с теплой водой; дают пить теплую 
воду. 

1042. Механическое удушье вследствие аспирации пищевых продуктов. Ре- 
бенка берут за ноги головой вниз и «шлепают по спине», а в случаях, когда 
положение не изменяется, немедленно производят искусственное дыхание «рот 
в рот», а затем срочно отвозят в больницу для эндобронхиального вдыхания. 

1043. Механическое удушье постельным бельем или если кто-нибудь ле- 
жптся поверх спящего ребенка. Ребенка немедленно выносят на свежий воздух, 
производят искусственное дыхание «рот в рот», а если положение не изменя- 
ется - срочно обращаются в кабинет для консультации. 

1044. Падение с травмой черепа. Если грудной ребенок упал со стола для 
пеленания, с весов или из своей кроватки, и у него в области головы появи- 
лась гематома (излияние крови под кожей вследствие разрыва сосуда) ила 
эпилептический симптом (потеря сознания, рвоты), следует обратиться к врачу 
с последующей радиографией черепа. 

В области, где констатируются синяки, следует применить либо холодные 
компрессы, либо пузырь со льдом. 

1045. Удушье хомутиками, пеленкой, подтяжками, бинтами или другими 
средствами привязывания грудного ребенка в настоящее время встречается 
редко, так как реже используются эти методы закрепления ребенка на месте. 
Длинные шнурки от чепчиков, сорочек или шапочек могут обвиться вокруг 
шеи ребенка, вызывая у него настоящее удушье, осложняющееся усилиями 
ребенка освободиться от сжатия. Обычно смерть наступает весьма быстро и 
ей предшествует беспокойство со стороны ребенка, сопровождающееся синю- 
хой или пеной у рта. 

В последние годы отмечены случаи удушья шпагатом, которым связы- 
вают решетки детских манежей или привязывают игрушки, или вследствие 
дефектов кроватки или манежа, пеленок и простынек, которыми привязывают 
грудных детей старшего возраста для того, чтобы они не выпали из кро- 
ватки. 

Поэтому следует запретить использование хомутиков, а в детских боль- 
ницах следует пользоваться кроватками с высокими боковыми стенками и 
подвижными матрасиками. 

1046. Удушье постельным бельем в настоящее время случается редко и 
это может произойти, если ребенок скользит между простыней и покрывалом, 
когда он спит беспокойно или когда просыпается. Недостаточность воздуха 
вызывает у него быструю аноксию (отсутствие кислорода). Ребенок беспокоит- 
ся, но не плачет и не привлекает внимания окружающих лиц. После этого 
он становится синюшным и полностью теряет сознание, в результате чего, 
вследствие аноксии. наступают конвульсивные припадки; вопреки обычному 
толкованию, конвульсии являются последствием, а не причиной удушья. Если 

ребенок выживает, у него могут оставаться значительные нервные послед- 
сгвия. 
В качестве немедленной помощи ребенка надо сейчас же вынести на све- 
звй воздух и производить искусственное дыхание «рот в рот». Спешно вызы- 
вается «Скорая помощь», а во время транспортировки ребенку дают кислород. 
Следует отметить, что у более старших грудных детей и у малых детей 
имеется возможность удушья мешочками из пластмассы, которые легко при- 
вимают форму лица, закупоривают нос и рот, обусловливая таким образом 
быстрое удушье, которое ребенок не может предупредить. 

1047. Вдыхание чужеродных тел, частиц пищи или жидкостей вместе со 
рвотными массами является причиной вередких смертных случаев, что проис- 
ходит вследствие закупорки трахеи и удушения. 
Вдыхание пищевых продуктов или жидкостей после отрыгивания может 
проихзойти у недоношенных, слабых детей при обычных рвотах, когда у ре- 
бенка рефлексы ослабевают вследствие назначенных седативных препаратов 
ДЛЯ прекращения рвот; вторично у ребенка может наступить острое заболе- 
вание легких. 
Чужеродные тела, проникшие в воздухоносные пути, могут быть пред- 

тавлены частицами пищи (конфеты, орешки, крупинки каш, зерна гороха) 
или другими различными частицами (шарики из погремушек, кораллы, пугови- 
цы, монеты, мелкие предметы из пластмассы). ХОРОШО известной является 
вредность посторонних растительных частиц, которые в контакте с бронхи- 
сльной секрецией вздуваются и распадаются на кусочки ПРИ попытках их извле- 
чения при бронхологическом исследоеании. 
Проникновение пищевых частиц в трахею немедленно обусловливает 
длительный кашель, покраснение лица с последующей его синюхой. При 
ПОМОЩИ сильного кашля организм пытается освободиться от постороннего 
'села; к счастью, у грудных и малых детей редко наблюдаются эти случаи во 
время кормления, а анатомическое положение входа в трахею обеспечивает 
прохождение пищи в пищевод позади трахеи, даже если ребенок сильно кри- 
чит. Более легко грудные дети давятся во время рвоты; при наличии тенден- 
ции к рвотам их надо уложить на животик с несколько приподнятой головой 
с наклоном вправо. Если все же произошло проникновение постороннего 
тела в дыхательные пути и ребенок начал кашлять, его надо наклонить вперед, 
. ложить лицом на колено и пошлепать ладонью по спине между лопатками. 
Проникновение пищи или посторонних тел в верхние воздухоносные пути 
особенно опасно у недоношенных детей, у которых защитные рефлексы еще 
недостаточно развиты: у них это может произойти во время сна, без появления 
характерного кашля в качестве реакции. Если большие количества пищи про- 
яикаюг в трахею, у ребенка может создаться немедленная опасность для 
жизни ИЛИ в последующие дни может появиться пневмопатия вследствие 
расстройств дыхания с кашлем, напоминающим кашель при коклюше. Брон- 
хиальные последствия достаточно часто наблюдаются при поздно применен- 
ном или несоответствующем лечении. 
Любой ребенок, у которого частицы жидкости или пищи проникли В 
воздухоносные верхние пути, подлежит немедленной отправке в болиньцу 
В отделение реанимации, для производства аспирации и применения интен- 
сивной терапии. У болеющих конвульсиями детей, у детей в коматозном 
состоянии (при отравлениях) или у детей после несчастных случаев, у которых 

остальное тело, слегка прижимая живот. Ребенку вводят в глотку указатель- 
ный палец, обернутый в чистый носовой платок или кусок марли, и стараются 
вызвать у него рвоту. 
Оставшаяся часть токсического вещества, упаковочный материал и 
рвотная жидкость обязательно отбираются и вместе с ребенком незамедли- 
тельно отправляют в ближайшую детскую больницу. Если детская больница 
находится далеко, ребенка доставляют к ближайшему врачу для промывани.и 
желудка и назначения соответствующего лекарства. 
б) Основные правила для родителей и для средних медицинских кадров 
при консультациях по телефону относительно происшедшего несчастного 
случая: 
- ребенку следует давать как можно большее количество жидкостей; 
- не давать молока; 
- вызвать у него немедленно рвоту; 
- не терять времени; 
- немедленно показать врачу остатки препарата, которым ребеноя 
отравился и остаток упаковочного материала; 
- не скрывать истины относительно обстоятельств, при которыя 
произошло отравление. 
Мы настаиваем на этих простых мероприятиях; ошибкой будет, если 
при отравлении грудному ребенку дают различные «противоядия» или лекар- 
ства, для чего пользуются слабительными средствами. Молоко и рициновое 
масло, которое обычно даются в таких случаях, могут продолжить состояние 
отравления и благоприятствовать переходу отравляющего препарата в крово- 
обращение. 
Среди противоядий, которые могут назначаться в первые 30 минут 
после их проглатывания, может быть назван разведенный в сиропе животный 
уголь, являющийся весьма хорошим средством, связывающим токсический 
препарат и благоприятствующим его выделению с испражнениями. Кроме 
того, пероральные введения 2 г сульфата натрия на каждый год возраста ре- 
бенка - в качестве слабительного средства - ускоряет вьщеление проглоченно- 
го отравляющего вещества. 
Вводимые при отравлении ребенка жидкости в обильных количествах 
вызывают днурез. благоприятствующдй выделению токсического препарата 
с мочой. 
Следует также принять меры для того, чтобы избежать простуды ребен- 
ка, что часто наблюдается пои тяжелых отравлениях. 

1049. Отравление гаЗО:\1 или дымо •• Если в этих случаях прекращается 
дыхание, следует широко открыть окна в комнате и немедленно приступить 
к искусственному дыханию «рот в рот». Немедленно вызывается «Скорая 
помощь» для присылки специального аппарата; ребенка следует срочно от- 
править в больницу, в отделение реанимации. 

1050. Интоксикация, обуславшrваемые контактом кожи с отравляющамв 
веществами. Ребенка раздевают и моют под душем или в ванночке теплой 
водой, которую непрерывно подливают. Если токсический препарат содер- 
жится в определенном жирном веществе, моют теплой водой с большим 
количеством мыльной пены. 
у грудных детей не следует пользоваться спиртом, бензином или эфиром 
в качестве жирорастворяющих веществ для удаления токсического препарата 

так как эти летучие вещества могут уже сами по себе путем вдыхания, оказы- 
вать токсическое действие. 
Пеленки и постельное белье проветриваются. 

Ребенку назначается хорошо подслащенное теплое питье (чай), благо- 
приятствующее усиленному выделению мочи. 

1051. Если токсическое вещество попало в глаз ребенка необходпмо 
широко раздвинуть глазные веки и обильно их промыть струей воды из 
открытого крана. 

1052. При отравлениях лекарствами, введенными в форме впрыскиваний, 
при приеме несоответствующих лекарств или при их передозировке (фенобар- 
бигал, хлорделазин, ромерган и т.,д.) ребенку дают подслащенные жидкости; 
если ребенок попадает в кабинет для консультации перед срочным его от- 
правлением в больницу патронажная сестра или педиатрическая сестра впрыс- 
кивают ему внутривенно концентрированный раствор глюкозы - 10-20%. 

1053. При отравлениях путем вдыхания (окись углерода, из неисправ- 
ной печи, растирания спиртом, перегруженная табачным дымом атмосфера, 
выхлопные газы автомобиля) наиболее важным мероприятием является пере- 
несение ребенка на свежий воздух 11 возможное применение искусственного 
дыхания «рот в рот». 

1054. Ранения. Несчастные случаи, сопровождающиеся ранениями, могут 
отмечаться и дома, главным образом, из-за применения острых предметов, 
которые не хранятся в надлежащем месте, при контакте с несоответствую- 
щими игрушками, а также вследствие удара об углы мебели. Поэтому ножи, 
вилки, ножницы И иглы следует держать там, где их ребенок не может достать, 
а при покупке игрушек следует обращать должное внимание на их форму 
и материалы, нз которых они изготовлены. К ране не следует прикасаться 
немытыми руками или пользоваться грязным бельем. Поверхностные раны 
обтирают йодным спиртом, а затем покрывают стерильным марлевым ком- 
прессом, который прикрепляется бинтом или лейкопластом, а в случае их 
отсутствия - чистой ПОЛОТНЯНОЙ полоской. Ребенка следует доставить в 
поликлинику для осуществления «туалета» раны специалистом и для мер по 
предупреждению столбняка (что весьма важно!). 

1055. Перелом иглы во время впрыскивания. Соответствующая область, 
где произошел перелом иглы, отмечают специальным карандашом - дерма- 
тографическим; например, в области ягодицы сломанная игла может «скрыть- 
:;Я», ее очень трудно обнаружить, если точно неизвестно место, куда она была 
введена; ребенка доставляют в кабинет детской хирургии. 

1056. Носовое кровотечение. Ребенка укладывают на спи ну, приподни- 
мая головку; мать сильно сжимает ноздрю, из которой происходит кров о- 
течение. Если нос правильно сжат, кровотечение прекращается спустя несколь- 
ко минут. 

Если это кровотечение произошло после какой-либо травмы - падение, 
удар, укол - ребенка немедленно доставляют в ЛОР-кабинет. 

Повторные носовые кровотечения уже нуждаются в осмотре со стороны 
врача-специалиста, который может установить, является ли зто заболевание 
местным или общим. 

Перегрев-е-калорийный шок, солнечный удар, Калорийный шок пред- 
ставляет собой частое прсисшесгвие. которое происходит вследствие действия 
очень нагретой атмосферы. У новорожденных и грудных детей калорийный шок 
наступает быстро из-за трудностей адаптации неполностью созревшего органи- 
вма. Хорошее знание условий термического регулирования у грудных детей и· 
соблюдение гигиенических правил позволяет избегать этого рода драматических 
случайностей. Средние педиатрические кадры обязаны своевременно рас- 
познавать и произвести надлежащее вмешательство даже при отсутствии 
врача, ибо с каждой минутой метаболические и нейровегетативные расстрой- 
ства ухудшаются и могут обусловить смерть ребенка при явлениях мозгового 
отека. Солнечный удар обычно появляется вследствие прямого действия сол- 
нечных лучей на незащищенную головку ребенка, 

В обоих положениях симптомы и терапевтические меры являются ана- 
логичными. 

а) Причины, Опасность этого рода происшесгвий значительно повы- 
шается в летнее время и в первые месяцы жизни, но они могут появляться 
и в другие времена года и у более старших детей (свыше 2 лет). Наряду с ин- 
соляцией, среди причин, обусловливающих калорийный шок, наиболее часты- 
ми являются следующие: 
- повышенная температура окружающей среды; 
- чрезмерllое УКУll1ывШlllе; 
- недостаточный подвоз жидкостей. 
Повышение температуры тела является преобладающим элементом. 
Причинами перегрева могут быть: 

- лучи солнца при ношении ребенка на руках или его перевозке в откры- 
той коляске; пребывание долгое время в коляске без панашкн и т. д.; 

- пребывание ребенка долгое время в автомобиле с закрытыми окнами 
в течение более или менее продолжительного времени; даже если автомашина 
долгое время находится в тени, солнце при своем движении может в течение 
нескольких минут превратить атмосферу в машине в настоящую печку, с тем- 
пературой, превосходящей 400С (это - современная теория калорийного 
шока); 
- вследствие nерегревшшя пёцки; 
- если кровать ребенка расположена около печки. 

Следует напомнить, что повышение комнатной температуры обуслов- 
ливает повышение температуры тела у каждого человека, но большой ребе- 
нок и взрослые лица могут бороться с этими повышениями температуры путем: 
- отдаления от источника тепла; 
- устранения лишней одежды; 
- обильного питья жидкостей. 

Грудной ребенок, ПОЛНОСТЬЮ зависящий от окружения, не может поль- 
зоваться всеми этими средствами борьбы с перегревом, что не принимают 
во внимание и не знают окружающие его лица. В то время как взрослые 
лица сбрасывают лишнюю одежду до пижамы в перегретой комнате, многие 
родители упорствуют и кутают ребенка, чтобы он «не простудился». В конце 
лета те же родители, потребляющие двойное количество жидкости для уто- 
ления жажды, забывают это осуществлять в отношении своего ребенка, давая 
ему только дневную порцию молока. 

б) Предупреждающие меры. Еще при первом посещении новорожден- 
ного на дому патронажная' сестра должна убедить родителей, что максималь- 
ная температура в комнате ребенка должна быть около 200 и что кроватка 
должна быть подальше от источника тепла - от печи или батереи. 

Лихорадящему ребенку, независимо от происхождения температуры, 
следует уееличивать водный рацион, одевать более легко и не применять для 
его согревания бутылки с горячей водой. 
В очень жаркие дни (при влажном воздухе и при отсутствии дуновений 
ветра), ребенка не следует держать под прямым действием солнечных лучей, 
а в летнее время, когда его выносят во двор, следует одевать панашку и возить 
его в коляске с поднятым верхом или же в затененных местах. Не нужно поль- 
зоваться одеждой из шерсти или пластмасс, а только из хлопчатобумажной 
ткани; в промежутках между кормлениями ребенку следует давать пить кипя- 
ченную воду, фруктовые соки, подслащенный 5 % сахаром чай; при путе- 
шествиях следует с собой брать термос с чаем. 
в) Как распознается перегрев. Вначале следующие явления могут об- 
ратить на себя внимание: 
- температура ребенка повышается до 39-400; 
- ребенок отказывается или пьет очень мало молока; 
- кожные покровы у него краснеют, становятся теплыми, покрываясь 
потом; 
- у ребенка наступает состояние беспокойства, он плачет, кричит, не 
успокаиваясь, что благоприятствует повышению температуры; 
- у ребенка отмечается сильная жажда: новорожденные и грудные дети 
повторяют движения сосания всякий раз, когда к его губам приближают соот- 
ветствующие принадлежности. 
В этой стадии достаточно простого лечения для того, чтобы исчезли 
все эти расстройства. 
При отсутствии лечения клиническая картина у ребенка ухудшается: 
- появляются признаки дегидратации - сухой язык, глаза западают; 
большой родничок исчезает и если кожу захватывают между двумя паль- 
цами, получающаяся складка сохраняется; 
- появляются расстройства сознания, - преимущественно конвульсив- 
ные припадки; 
- лицо приобретает синюшный оттенок; 
- лихорадка продолжается. 

В третьей стадии появляются предшествующие агонии признаки: 
- гипотермия; 
- бледность и похолодание конечностей; 
- коматозное состояние. 
Эти стадии тем быстрее сменяют одна другую, чем меньше ребенок. 
г) Лечение; в начальной стадии: 
- ребенка переносят в прохладную, хорошо проветренную комнату 
для того, чтобы избавить от действия перегревания; 
- ребенка полностью раздевают и кладут в ванночку с более низкой 
температурой: на 20 ниже температуры тела, которую измеряют в заднем 
проходе, а затем температуру воды в ванне постепенно охлаждают. Другой 
метод: ребенка обертывают в смоченное в холодной воде полотенце; 

г) прекрашение кровотечения, наложение перевязки на рану, иммобили- 
взция: 

д) предупреждение столбняка (если пострадавший от происшествия ре- 
бенок был перенесен на место оказания первой помощи в диспансер, боль- 
ницу и т. д.); 
е) срочная транспортировка пострадавшего (немедленно, в соответствую- 
щем положении). 

1060. Положение больного. Первое мероприятие касается надлежашего 
подвоза кислорода в мозг и снабжения крови кислородом. Если прекгашение 
.тыхания продолжается больше 3 минут, отсутствие кислорода в крови вызы- 
взет наступление коллапса (от латин. colIapsus - падение) кровообращения, 
что в свою очередь, спустя 2-3 минуты, вызывает необратимые и окончатель- 
ные поражения мозга. Следовательно, мы располагаем всего 5-6 минутами 
~щя того, чтобы осуществить действенную реанимацию *. 

Пострадавшего укладывают головой ниже остальной части тела, что 
облегчает приток крови к мозгу. При помощи указательного пальца удаляются 
возможные посторонние тела, попавшие в рот и глотку. Потерявшего созна- 
ние ребенка укладывают в боковое положение - на одной стороне - или на 
живот для того, чтобы возможно устраняемая жидкость (рвоты, носовая 
слизь или кровь) были бы удалены самопризвольпо. В то же время при по- 
мощи этого положения можно избежать закупорки верхних воздухоносных 
лутей вследствие западечия языка и нижней челюсти кзади. Аспирация жид- 
гостей из ротовой полости может быть произведена и при помощи простого 
резинового или пластмассового катетера. В последнее время наборы инетру- 
ментов для оказания срочной помощи. которые могут быть у автомобилистов, 
включают специальный катетер для аспирации. 

В случаях открытого пневмоторакса (проникновения воздуха в грудную 
полость при тяжелых ранениях грудной клетки), что сопровожеается вытека- 
НИ~'1 крови, содержащей воздушные ПУЗЫРЬЮ1, края существующей раны еле- 
цует сблизить и тесно сжать полоской лейкопласта. 

1061. Поддержание дыхания необходимо всякий раз, когда спонтанное 
дыхание нарушено, что распознается на основании: 
- снижения или прекращения движений грудной клетки и силы дыхания 
(пострадавший может только шептать); 
- болезненное дыхание - признаки асфиксии (от лат. asphyxia - пре- 
крашение пульсации), трудности или полное прекращение дыхания; 
цианоз слизистых оболочек губ, конечностей или обшее посиненпе; 
- состояние эабытия; расстройства сознания или полная потеря соз- 
Н1НИЯ. 

Если, несмотря на проходимость верхних дыхательных путей, спонтан- 
ное дыхание не является быстрым и достаточным, речь идет о центральном 
цараличе дыхания (тяжелая травма черепа, отравление и т. д.) И необходимо 
немедленно начинать искусгвенное дыхание, так как в случае прекращения 
дыхания. необратимые аноксические поражения мозговых клеток 
наступают спустя 3-4 минуты и обусловливают смерть спустя при близи- 
'!~ЛЫ!О 8 минут. 

• Реанимация (гёапппег = оживить) состоит в совокупности мероприятий для 
устранения нелосгаточиости кислорода и устранения скопившейся углекислоты путем вос- 
становления одной или нескольких функций организма. 

Практический опыт и экспериментальные исследования доказали, что 
все условные методы искуственного ручного дыхания у больных, потеряв- 
ших сознание, не обеспечивают действенную альвеолярную вентиля цию; на- 
оборот, дыхание при помощи метода инсуфляции (или метода «рот в рот»), 
который состоит в вдувании воздуха, полученного путем выдоха реаниматора 
в легкие пострадавшего лица, обеспечивают действенную вентиляцию легкик 
и может быть применено в любой момент без всякого помощника. Концентра- 
ция кислорода в воздухе, который выдыхается (16 %) достаточна для надлежа- 
щей оксигенации крови больного. 

При искусственном дыхании «рот в рот», примененном у ребенка, сущест- 
вуют благоприятные условия благодаря тому, что реаниматор может охватить 
как рот, так и нос ребенка, осуществляя действенную гипервентиляцию без 
очень быстрого утомления. 

Метод респирации: ребенка укладывают на спину или на бок, а реаниматор 
кладет свою руку на лобик ребенка (на участок головы, покрытый волосами), 
а другую руку - под нижнюю челюсть, осуществляя таким образом сгибание 
головы к затылку и поднятие нижней челюсти. В этом положении дыхательные 
пути открываются, а рот пострадавшего остается закрытым. 

Инсуфляцuя - вдувание: реаниматор делает глубокий вдох, плотно охва- 
тывает ртом нос и рот ребенка (у большого ребенка только нос) и под неболь- 
шим давлением вдувает выдыхаемый им воздух. 


Выдох. Реаниматор отдаляется от больного и дыхание происходит споя- 
танно; о чем можно судить по опусканию грудной клетки и стенки живота. 
а у грудных детей отмечается только движение живота, так как горизонтальное 
положение ребер можно счигать физиологическим, а физиологическое дыха- 
ние происходит почти исключительно при помощи дыхания брюшного типа. 

Количественное определение объема дыхания. Детям ПРОИЗВОДЯТ инсуф- 
ляцию небольшим объемом воздуха под малым давлением и с большой час- 
тотой: у грудного, малого ребенка и у ребенка школьного возраста произ- 
водится одна инсуфляция каждые 2 секунды, а у ребенка свыше 14 лет и у 
взрослого лица рекомендуется инсуфляция каждые 3 секунды. Может слу- 
читься, что инсуфляция является сильной и весьма частой; в случае, когда 
воздух проникает также и в желудок, ребенка укладывают на бок и слегка 
надавливают рукой на верхнюю область живота. 

Искусственное дыхание может производиться также и при помощи спе- 
циального аппарата (например, «оротубус Драгера») или при помоши носо- 
глоточного катетера, которые по существу не улучшают техники дыхания, а 
позволяют только избежать некоторой стесненности гигиенического порядка 
для реаниматора. 

Искусственное дыхание при помощи пузыря и лицевой маски является 
более сложным мероприятием и применяется обычно только в больницах. 

1062. Поддержание кровообращения и лечение шока. У всех лиц, постра- 
'давших при несчастных случаях, и главным образом, при черепно-мозговых 
травмах, при размозжениях, ожогах, внутренних и наружных кровотечениях 
констатируются признаки шока. На месте происшествия обычно трудно уточ- 
нить тип и стадию существующего коллапса вследствие многочисленных про- 
межуточных форм, которые наблюдаются на практике. В связи с этим можно 
отметить следующее: послетравматическая реакция - шок, которая сравни- 
тельно доброкачественна вследствие ваго-вагальной реакции - со стороны 
блуждающего нерва - характеризующаяся слабостью, редкими биениями сер- 
дца; коллапс центрального происхождения в качестве компенсационной реакции, 
обусловливаемой гиповолемией (<<шро» - меньше, «vоlurnеп» - объем; то есть 
снижение общего объема циркули рующей крови, что наблюдается после больших 
кровотечений, при шоке, при поносах и тяжелых рвотах), который характери- 
зуется частым пульсом и, наконец, общий коллапс - вследствие паралича и 
расширения капилляров с последующей гипоксией и ацидозом, характеризую- 
щийся частым пульсом и синюшностью конечностей (цианоз). 

Цианоз при холодных и влажных кожных покровах, тахикардия - частое 
биение сердца - и слабый пульс, который едва прощупывается - являются 
признаками опасности в смысле катастрофического падения циркуляционной 
функции. На местах происшествия измерение артериального давления явля- 
ется практически невозможным, тем более для ребенка, - для этого необ- 
ходим специальный аппарат с малым размером манжеты. Одной из мер, 
практически показанной при всех формах коллапса, является заполнение (впры- 
скивание) капиллярного ложа коллоидальным раствором (1 0% реомакродекс), 
стерильными растворами глюкозы и т. д.; перфузии осуществляются с трудом 
у ребенка вследствие трудной доступности вен. 

На месте происшествия лечение недостаточности кровообращения у ре- 
бенка в состоянии шока, находящегосая без сознании или в предкоматозном 
зосгоявии. сводится к неокольким простым мероприятиям: 

б) гемостаз - прекращение кровотечения; 
в) абсолютный покой; 

г) укутывание ребенка или применение бутылок с теплой водой на конеч- 
ности - для того, чтобы предупредить потери тепла; 

д) возможно быстрая транспортировка ребенка в больницу, где имеется 
все необходимое для восстановления объема циркулируюшей крови. 

Нет необходимости в лекарственных препаратах для поддержания кро- 
вообращения. 


Рис. 159. 
Рис. 160. 

в случаях остановки сердца движения сердца и пульс уже не проелуши- 
ваются; в результате ограничения или отсутствия оксигенапии остановка 
может появиться рефлекторно независимо от причины; поэтому необходимо 
в течение меньше 3 минут обеспечить орошение мозга достаточно оксигени- 
рованной кровью. Как дыхательная функция, так и сердечная функция должны 
быть поддержаны любым путем - искусственным! 

1063. Методы наружного массажа сердца. а) Положение ребенка. Ребенка 
укладывают на спину, на твердую, полностью горизонтальную плоскость. 

б) Метод с применением обеих рук (рис. 159), которым пользуются у 
детей и молодых лиц: реаниматор, стоя на коленях справа от больного, обеими 
СВОИМИ ладонями - наложенными одна на другую - нажимает на нижнюю 
треть грудины, осуществляя в вертикальном направлении короткие нажи- 
мания на соответствующую область по направлению к позвоночнику. У ново- 
рожденного ребенка оба больUIИX пальца устанавливаются в средней трети 
грудины, а остальные пальцы охватывают заднюю поверхность грудной 
клетки - 120 нажиманий/минуту. 

в) Метод с одной рукой применяется у малых детей (рис. 160). Этот 
метод напоминает первый метод, но осуществляется одной рукой с мень- 
шим нажимом, который оказывается на среднюю и нижнюю треть грудины. 

г) Двухпальцевый метод используется у грудных детей (рис. 161). Реани- 
матор находится справа от больного и кончиками указательного и среднего 
пальцев оказывает кратковременные ритмические нажимы на среднюю треть 
грудины. 

обычно спустя небольшой промежуток времени после прекращения друтих 
жизненных функций. Поэтому в этой возрастной группе реаниматор должен 
сосредоточить свое внимание на том, чтобы создать искусственное дыхание; 
у детей других возрастных групп реанимация преследует одновременное вос- 
становление дыхательной и сердечной функции. 

Если около больного находятся 2 лица, которые могут осуществлять 
реанимацию, то одно из IIИХ занимается искусственным дыханием, а другой 
- массажем сердца. Следует иметь в виду, чтобы массаж сердца производился 
в течение периода выдоха, а лицо, которое производит инсуфляцию, устанав- 
ливает также И' соответствующий ритм. Если имеется только один реанима- 
магор, рекомендуется следующая последовательность движений и ритмов: 
- 5 быстрых дыхательных движений - 15 сдавливаний сердца; 
- 3 дыхательных движения - 15 сдавливаний сердца; 
- 3 дыхательных движения - 15 сердечных сдавливаний и т. д. 

а) Осложнения при респираторной реанимации: 1) наличие препятствий 
в дыхательных путях - посторонние тела, кровь, отек; 2) осложнения у реани- 
матора: вдыхание токсических газов при реанимации ребенка с интоксикаци- 
ей; аспирация жидкости при внезапной бурной рвоте. 

б) Осложнения при массаже сердца: 1) перелом грудной кости или 
ребер вследствие большого сдавливания; 2) травматические кровотечения в 
мягких частях области грудины вследствие тех же причин. 

в) Главные причины неудачи при респираторной реанимации: 1) весьма 
малый ритм или слишком сильная инсуфляция; 2) в случае использования 
трубки для дыхания, ее окончание может проникнуть в пищевод. 

г) Главные причины неудачи при массаже сердца: 1) сдавление не произ- 
водится на указанном месте, выше или ниже; 2) сдавление не оказывается в 
вертикальном направлении к позвоночнику; 3) сила, с которой производится 
сдавление, не является соответствующей - слишком энергичной или слишком 
слабой; 

1065. Прекрашение кровотечения. Перевязка. Важность сдавления арте- 
рий значительно ограничивается вместе с оказанием первой помощи, так 
как опыг указал, что в случае более значительных артериальных ранений 
отмечается спонтанная остановка крови, вследствие сдавливания интимы 
(внутренней гистологической стенки кровяных сосудов), а в случае непра- 
вильно дозированного давления может произойти венозный частой и, сле- 
довательно, усиление кровотечения или нервные поражения вследствие оказан- 
ного сильного давления. 

Артериальные большие кровотечения быстрее прекращаются при сдавли- 
вании соответствующего сосуда пальцами, а кровотечение средней интенсив- 
ности - при помощи давящей повязки. 

Больших размеров посторонние тела не удаляются на месте происшест- 
вия, так как соответствующие меры могут обусловить массивное кровотечение. 
Терапевтические положения тела и транспортировка пострадавшего ребенка 

Правильное положение ребенка представляет собой больше, чем мера 
ухода, так как это нередко является весьма существенной частью лечения; 
обязанностью врача является формулирование соответствующей рекомен- 
дации и проверка примененной меры. Средние медицинские кадры - педи- 
атрическая сестра, патронажная сестра, медсестры на машинах «Скорой поПоложение больного ребенка в случае острого живота (остры 
впендициг, перитонит, травмы брюшной полости): ребенка укладывают н 
спину в горизонтальном положении, с выпрямленным туловищем, коленны 
суставы слегка согнуты, и ребенок, с опорой в подколенной области, може 
сохранять это положения без всякого усилия. 
1067. Положение при бронхопневмонии 11 пневмовии. Грудную клетку 
юлову укладываю г выше с неболыпим растяжением затылочных МЫШЦ и 
опорной точкой в области затылка. Голова не должна превышать уровев 
"рудной клетки. 

1068. Положение ребенка пр" тяжелой одышке - припадок астмы. Груд- 
ную клетку устанавливают в более высоком положении, плечи опирают о 
тюфячек, а голову располагают выше грудной клетки; верхние конечности 
располагают на матраце, на уровне ребер для поддержки грудного дыхания 

Грудного ребенка следует держать на руках в полусидя чем положении 
с головой повыше, запрокинутой на затылок и опираюшейся на плечо матери. 

1069. Положение сердечно больных детей. Грудную клетку устанавливают 
в более высоком горизонтальном положении; живот фиксируют в горизонталь- 
ном положении, а голова должна быть все время выше, чем грудная клетка. 
Угол, образующийся между грудной клеткой и горизонтальной плоскостью, 
может быть в зависимости от тяжести состояния больного. 

1070. Положение больного ребенка при неизбежном шоке: ребенка уклады- 
вают на спину с головой, расположенной ниже и нижними конечностями- 
выше. Угол соответствующих плоскостей не должен превышать 10-15°. 

1071. Стабильное бокопое положение бессознательных детсй (коматозное 
состояние) до и во время перевозки в больницу: больного ребенка уклады- 
вают на бок с плечом, лежащим выше, и нижней конечностью ниже; голова 

Транспортировка детей с пораженияма позвоночника и травмами 
чазовых костей: пострадавшего ребенка укладывают на спину в строго гори- 
-еовтвльном положении на твердой поверхности, а сбоку обкладывают по- 
душками; во время транспортировки туловище должно быть иммобилизовано 

Для транспортировки в больницу вызывают «Скорую помощь» или 
какой-либо другой скорый транспорт, которым можно располагать. Тяжелые 
случаи сопровождают врач или опытная медсестра; обязательно прилагают 
записку, в которой вкратце сообщаются все примененные у пострадавшего 
ребенка меры. О дорожных несчастных случаях сообщают в милицию - по 
телефону и отмечают номер автомашины, которая вызвала происшествие; 
вместе с тем сообщают имя и фамилию пострадавшего ребенка. 

Как общее правило, дети в тяжелом состоянии - без сознании или в 
коматозном состоянии - перевозятся не на спине, а только на боку, как на 
рис. 168. 

В случае, если пострадавший во время дорожного происшествия ребенов 
или ребенок в тяжелом состоянии прибывает в диспансер, располагающий 
ограниченными средствами лечения, обязательно принимаются следующие 
неотложные меры: 

- оказывается срочная помощь: сердечно-дыхательная реанимация, 
перевязка раны; 

- вызывается «Скорая помощь» и ребенка срочно отправляют в больни- 
цу по специальности: травмы черепа - в нейрохирургическое отделение; 
травмы ротовой полости и челюстей - в отделение челюстно-лицевой хирур- 
гии; остальные травмы - в отделение педиатрической хирургии. Если этого 

рода отделения расположены очень далеко, ребенка отправляют в ближай- 
шую больницу, располагающую средствами для реанимации и интенсивной 
терапии (отделение неотложной помощи); 
- вводят А ТПА для профилактики столбняка, если у пострадавшего 
имеются ранения; 
- вводят антибиотики и противолихорадочные средства при тяжелых 
инфекциях (бронхопневмонии и т. д.) или вводят другие лекарственные быстро- 
цейсгвующие средства (например Диазепам - в случае конвульсий и т. л.): 
- О несчастном случае немедленно сообщают по телефону дежурному' 
врачу в приемный покой, куда отправляют пострадавшего ребенка в сопро- 
вождении кого-либо из средних медицинских кадров. 

В регистре для консультапий записывают все данные: имя и фамилию 
ребенка, номер автомашины, доставившей ребенка, номер паспорта лица, 
которое доставило ребенка, час прибытия и час отправления больного, при- 
мененное лечение, имя и фамилия врача и ассистентки, оказавших помощь, 
больному.