Несчастные случаи и интоксикации
О важности вопроса несчастных случаев можно судить по статисти-
ческим данным. В европейских странах несчастные случаи и интоксикации
являются главной причиной детской смертности; регрессия пищевых отрав-
лений и снижение инфекций выдвигают на первый план опасность несчастных
случаев.
Парадоксально то, что эта так называемая «избегаемая патология» за-
нимает первое место в статистических данных. Достаточно одного момента
невнимания, отсутствия должной осторожности, какого-нибудь недостаточно
продуманного движения со стороны матери или другого лица, чтобы создать
благоприятные условия для несчастного случая, иногда с фатальными последст-
виями для ребенка.
у детей в возрасте до 1 года отмечается наибольшее число всяких нес-
частных случаев, но все же они не занимают первое место с точки зтрения
ваболеваемоств и смертности. Следует сказать, что продолжает отмечаться
неточность с точки зрения причин случайных смертных случаев в периоде
детства. Наиболее частыми причинами являются следующие:
перегревание: калорийный шок, солнечный удар;
удушение - с затруднениями интерпретации;
падения;
интоксикации;
ожоги.
1040. Ожоги, вызываемые химическими веществами. Поражения кожи и
слизистых оболочек, вызываемые химическими веществами (основаниями и
кислотами) могут быть опасными и даже представлять опасность для жизни
детей. Обычно они обусловливаются вевниманием со стороны взрослых или
недооценкой ими недостаточного опыта детей. Моющие средства и другие
химические, необходимые для хозяйства вещества следует держать под клю-
чом; например, различные кислоты действуют непосредственно путем пря-
мого контакта с кожей и слизистыми оболочками. Как правило, ребенок на-
чинает сейчас же громко плакать; кожа и слизистые оболочки: углы рта, язык,
нёбо, глотка приобретают белесоватый цвет, Большинство подобных ожогов
обусловливаются концентрированным уксусом, сохраняемым е несеответст-
вующей посуде.
В случаях проглатывания какого-нибудь основного препарата дается
разведенный уксус или разведенный лимонный сок,
эти меры могут быть оправданы только, если они предпринимаются
сейчас же после проглатывания соответствующей жидкости, а позже они не
оказывают никакого действия. Не рекомендуется вызывать у детеъ рвоты;
дети с ожогами, вызванными химическими препаратами, должны быть немед-
ленно отправлены в больницу.
1041. Ожоги и обваривания являются главными причинами несчастных
случаев у детей в возрасте до 3 лет, и поэтому за детьми следует внимательно
следить, если они находятся в кухне или ванной. Содержащие горячую жид-
кость сосуды должны быть расположены так, чтобы дети не могли их дос-
тать; типичным является, что когда дети еще нехорошо держатся на ногах
и стараются найти защиту в матери, по пути к ней они опрокидывают все
стоящее у них на дороге. Электрические разорванные провода от электроу-
тюга, включенные в штепсель провода без изоляции могут вызывать тяжелые
ожоги. Электрическая подушка также может вызывать ожоги. Перегретые
батареи калорифера, печи, печные дверцы должны иметь специальные защит-
ные приспособления. Ожоги рта, явыка и глотки могут быть обусловлены
очень горячим содержанием бутылочки. Ребенка нельзя купать под душем
с очень горячей водой или садить в ванну, в которой вода пущена из горячего
крана.
Меры первой помощи при ожоках варьируют в зависимости от тяжести
ожогов; в случае, если произошел тяжелый ожог, ребенка следует немедленно
отвезти в больницу. В случае ожогов 1 степени (только покраснение кожи)
область ожога долгое время промывают холодной водой для устранения боли,
а у более старших детей эту область подвергают дезинфекции про помощи
спирта и сейчас же накладывают стерильные марлевые компрессы. При ожо-
гах П степени (с образованием пузырей) и ПI степени (отпадение и отторже-
ние тканей) место ожога покрывают куском чистого полотна, а ребенка за-
вертывают в цокрывало и срочно отвозят в больницу. В случаях обваривания
негочностъ с точки зрения причин случайных смертных случаев в периоде
детства. Наиболее частыми причинами являются следующие:
перегревание: калорийный шок, солнечный удар;
удушение - с затруднениями интерпретации;
падения;
интоксикации;
ожоги.
1040. Ожоги, вызываемые химическими веществами. Поражения кожи и
слизистых оболочек, вызываемые химическими веществами (основаниями и
кислотами) могут быть опасными и даже представлять опасность для жизни
детей. Обычно они обусловливаются невниманием со стороны взрослых или
недооценкой ими недостаточного опыта детей. Моющие средства и другие
хвмическве, необходимые для хозяйства вещества следует держать под клю-
чом; например, различные кислоты действуют непосредственно путем пря-
мого контакта с кожей и слизистыми оболочками. Как правило, ребенок на-
чинает сейчас же громко плакать; кожа и слизистые оболочки: углы рта, язык,
нёбо, глотка приобретают белесоватый цвет, Большинство подобных ожогов
обусловливаются концентрированным уксусом, сохраняемым е несеответст-
вующей посуде.
В случаях проглатывания какого-нибудь основного препарата дается
разведенный уксус или разведенный лимонный сок,
эти меры могут быть оправданы только, если они предпринимаются
сейчас же после проглатывания соответствующей жидкости, а позже они не
оказывают никакого действия. Не рекомендуется вызывать у детеъ рвоты;
дети с ожогами, вызванными химическими препаратами, должны быть немед-
ленно отправлены в больницу.
1041. Ожоги и обваривания являются главными причинами несчастных
случаев у детей в возрасте до 3 лет, и поэтому за детьми следует внимательно
следить, если они находятся в кухне или ванной. Содержащие горячую жид-
кость сосуды должны быть расположены так, чтобы дети не могли их дос-
тать; типичным является, что когда дети еще нехорошо держатся на ногах
и стараются найти защиту в матери, по пути к ней они опрокидывают все
стоящее у них на дороге. Электрические разорванные провода от электроу-
тюга, включенные в штепсель провода без изоляции могут вызывать тяжелые
ожоги. Электрическая подушка также может вызывать ожоги. Перегретые
батареи калорифера, печи, печные дверцы должны иметь специальные защит-
ные приспособления. Ожоги рта, явыка и глотки могут бьпь обусловлены
очень горячим содержанием бутылочки. Ребенка нельзя купать под душем
с очень горячей водой или садить в ватту, в которой вода пущена из горячего
крана.
Меры первой помощи при ожоках варьируют в зависимости от тяжести
ожогов; в случае, если произошел тяжелый ожог, ребенка следует немедленно
отвезти в больницу. В случае ожогов 1 степени (только покраснение кожи)
область ожога долгое время промывают холодной водой для устранения боли,
а у более старших детей эту область подвергают дезинфекции про помощи
спирта и сейчас же накладывают стерильные марлевые компрессы. При ожо-
гах 11 степени (с образованием пузырей) и III степени (отпадение и отторже-
ние тканей) место ожога покрывают куском чистого полотна, а ребенка за-
вертывют в покрывало и срочно отвозят в больницу. В случаях обваривания
ни в каком случае не следует пытаться удалить одежду, из которой исходит
пар, а одетого ребенка обливают большим количеством холодной воды.
После этого ребенка раздевают, закутывают в простыню и отвозят В боль-
ницу. Ни в коем случае нельзя применять по собственной инициативе перевяз-
ки, масляные компрессы, мази, муки, пудры, мочу и т. д. как это часто наблю-
дается. Во время транспортировки в больницу ребенка следует хорошо укутать
и обложить его конечности бутылками с теплой водой; дают пить теплую
воду.
1042. Механическое удушье вследствие аспирации пищевых продуктов. Ре-
бенка берут за ноги головой вниз и «шлепают по спине», а в случаях, когда
положение не изменяется, немедленно производят искусственное дыхание «рот
в рот», а затем срочно отвозят в больницу для эндобронхиального вдыхания.
1043. Механическое удушье постельным бельем или если кто-нибудь ле-
жптся поверх спящего ребенка. Ребенка немедленно выносят на свежий воздух,
производят искусственное дыхание «рот в рот», а если положение не изменя-
ется - срочно обращаются в кабинет для консультации.
1044. Падение с травмой черепа. Если грудной ребенок упал со стола для
пеленания, с весов или из своей кроватки, и у него в области головы появи-
лась гематома (излияние крови под кожей вследствие разрыва сосуда) ила
эпилептический симптом (потеря сознания, рвоты), следует обратиться к врачу
с последующей радиографией черепа.
В области, где констатируются синяки, следует применить либо холодные
компрессы, либо пузырь со льдом.
1045. Удушье хомутиками, пеленкой, подтяжками, бинтами или другими
средствами привязывания грудного ребенка в настоящее время встречается
редко, так как реже используются эти методы закрепления ребенка на месте.
Длинные шнурки от чепчиков, сорочек или шапочек могут обвиться вокруг
шеи ребенка, вызывая у него настоящее удушье, осложняющееся усилиями
ребенка освободиться от сжатия. Обычно смерть наступает весьма быстро и
ей предшествует беспокойство со стороны ребенка, сопровождающееся синю-
хой или пеной у рта.
В последние годы отмечены случаи удушья шпагатом, которым связы-
вают решетки детских манежей или привязывают игрушки, или вследствие
дефектов кроватки или манежа, пеленок и простынек, которыми привязывают
грудных детей старшего возраста для того, чтобы они не выпали из кро-
ватки.
Поэтому следует запретить использование хомутиков, а в детских боль-
ницах следует пользоваться кроватками с высокими боковыми стенками и
подвижными матрасиками.
1046. Удушье постельным бельем в настоящее время случается редко и
это может произойти, если ребенок скользит между простыней и покрывалом,
когда он спит беспокойно или когда просыпается. Недостаточность воздуха
вызывает у него быструю аноксию (отсутствие кислорода). Ребенок беспокоит-
ся, но не плачет и не привлекает внимания окружающих лиц. После этого
он становится синюшным и полностью теряет сознание, в результате чего,
вследствие аноксии. наступают конвульсивные припадки; вопреки обычному
толкованию, конвульсии являются последствием, а не причиной удушья. Если
ребенок выживает, у него могут оставаться значительные нервные послед-
сгвия.
В качестве немедленной помощи ребенка надо сейчас же вынести на све-
звй воздух и производить искусственное дыхание «рот в рот». Спешно вызы-
вается «Скорая помощь», а во время транспортировки ребенку дают кислород.
Следует отметить, что у более старших грудных детей и у малых детей
имеется возможность удушья мешочками из пластмассы, которые легко при-
вимают форму лица, закупоривают нос и рот, обусловливая таким образом
быстрое удушье, которое ребенок не может предупредить.
1047. Вдыхание чужеродных тел, частиц пищи или жидкостей вместе со
рвотными массами является причиной вередких смертных случаев, что проис-
ходит вследствие закупорки трахеи и удушения.
Вдыхание пищевых продуктов или жидкостей после отрыгивания может
проихзойти у недоношенных, слабых детей при обычных рвотах, когда у ре-
бенка рефлексы ослабевают вследствие назначенных седативных препаратов
ДЛЯ прекращения рвот; вторично у ребенка может наступить острое заболе-
вание легких.
Чужеродные тела, проникшие в воздухоносные пути, могут быть пред-
тавлены частицами пищи (конфеты, орешки, крупинки каш, зерна гороха)
или другими различными частицами (шарики из погремушек, кораллы, пугови-
цы, монеты, мелкие предметы из пластмассы). ХОРОШО известной является
вредность посторонних растительных частиц, которые в контакте с бронхи-
сльной секрецией вздуваются и распадаются на кусочки ПРИ попытках их извле-
чения при бронхологическом исследоеании.
Проникновение пищевых частиц в трахею немедленно обусловливает
длительный кашель, покраснение лица с последующей его синюхой. При
ПОМОЩИ сильного кашля организм пытается освободиться от постороннего
'села; к счастью, у грудных и малых детей редко наблюдаются эти случаи во
время кормления, а анатомическое положение входа в трахею обеспечивает
прохождение пищи в пищевод позади трахеи, даже если ребенок сильно кри-
чит. Более легко грудные дети давятся во время рвоты; при наличии тенден-
ции к рвотам их надо уложить на животик с несколько приподнятой головой
с наклоном вправо. Если все же произошло проникновение постороннего
тела в дыхательные пути и ребенок начал кашлять, его надо наклонить вперед,
. ложить лицом на колено и пошлепать ладонью по спине между лопатками.
Проникновение пищи или посторонних тел в верхние воздухоносные пути
особенно опасно у недоношенных детей, у которых защитные рефлексы еще
недостаточно развиты: у них это может произойти во время сна, без появления
характерного кашля в качестве реакции. Если большие количества пищи про-
яикаюг в трахею, у ребенка может создаться немедленная опасность для
жизни ИЛИ в последующие дни может появиться пневмопатия вследствие
расстройств дыхания с кашлем, напоминающим кашель при коклюше. Брон-
хиальные последствия достаточно часто наблюдаются при поздно применен-
ном или несоответствующем лечении.
Любой ребенок, у которого частицы жидкости или пищи проникли В
воздухоносные верхние пути, подлежит немедленной отправке в болиньцу
В отделение реанимации, для производства аспирации и применения интен-
сивной терапии. У болеющих конвульсиями детей, у детей в коматозном
состоянии (при отравлениях) или у детей после несчастных случаев, у которых
остальное тело, слегка прижимая живот. Ребенку вводят в глотку указатель-
ный палец, обернутый в чистый носовой платок или кусок марли, и стараются
вызвать у него рвоту.
Оставшаяся часть токсического вещества, упаковочный материал и
рвотная жидкость обязательно отбираются и вместе с ребенком незамедли-
тельно отправляют в ближайшую детскую больницу. Если детская больница
находится далеко, ребенка доставляют к ближайшему врачу для промывани.и
желудка и назначения соответствующего лекарства.
б) Основные правила для родителей и для средних медицинских кадров
при консультациях по телефону относительно происшедшего несчастного
случая:
- ребенку следует давать как можно большее количество жидкостей;
- не давать молока;
- вызвать у него немедленно рвоту;
- не терять времени;
- немедленно показать врачу остатки препарата, которым ребеноя
отравился и остаток упаковочного материала;
- не скрывать истины относительно обстоятельств, при которыя
произошло отравление.
Мы настаиваем на этих простых мероприятиях; ошибкой будет, если
при отравлении грудному ребенку дают различные «противоядия» или лекар-
ства, для чего пользуются слабительными средствами. Молоко и рициновое
масло, которое обычно даются в таких случаях, могут продолжить состояние
отравления и благоприятствовать переходу отравляющего препарата в крово-
обращение.
Среди противоядий, которые могут назначаться в первые 30 минут
после их проглатывания, может быть назван разведенный в сиропе животный
уголь, являющийся весьма хорошим средством, связывающим токсический
препарат и благоприятствующим его выделению с испражнениями. Кроме
того, пероральные введения 2 г сульфата натрия на каждый год возраста ре-
бенка - в качестве слабительного средства - ускоряет вьщеление проглоченно-
го отравляющего вещества.
Вводимые при отравлении ребенка жидкости в обильных количествах
вызывают днурез. благоприятствующдй выделению токсического препарата
с мочой.
Следует также принять меры для того, чтобы избежать простуды ребен-
ка, что часто наблюдается пои тяжелых отравлениях.
1049. Отравление гаЗО:\1 или дымо •• Если в этих случаях прекращается
дыхание, следует широко открыть окна в комнате и немедленно приступить
к искусственному дыханию «рот в рот». Немедленно вызывается «Скорая
помощь» для присылки специального аппарата; ребенка следует срочно от-
править в больницу, в отделение реанимации.
1050. Интоксикация, обуславшrваемые контактом кожи с отравляющамв
веществами. Ребенка раздевают и моют под душем или в ванночке теплой
водой, которую непрерывно подливают. Если токсический препарат содер-
жится в определенном жирном веществе, моют теплой водой с большим
количеством мыльной пены.
у грудных детей не следует пользоваться спиртом, бензином или эфиром
в качестве жирорастворяющих веществ для удаления токсического препарата
так как эти летучие вещества могут уже сами по себе путем вдыхания, оказы-
вать токсическое действие.
Пеленки и постельное белье проветриваются.
Ребенку назначается хорошо подслащенное теплое питье (чай), благо-
приятствующее усиленному выделению мочи.
1051. Если токсическое вещество попало в глаз ребенка необходпмо
широко раздвинуть глазные веки и обильно их промыть струей воды из
открытого крана.
1052. При отравлениях лекарствами, введенными в форме впрыскиваний,
при приеме несоответствующих лекарств или при их передозировке (фенобар-
бигал, хлорделазин, ромерган и т.,д.) ребенку дают подслащенные жидкости;
если ребенок попадает в кабинет для консультации перед срочным его от-
правлением в больницу патронажная сестра или педиатрическая сестра впрыс-
кивают ему внутривенно концентрированный раствор глюкозы - 10-20%.
1053. При отравлениях путем вдыхания (окись углерода, из неисправ-
ной печи, растирания спиртом, перегруженная табачным дымом атмосфера,
выхлопные газы автомобиля) наиболее важным мероприятием является пере-
несение ребенка на свежий воздух 11 возможное применение искусственного
дыхания «рот в рот».
1054. Ранения. Несчастные случаи, сопровождающиеся ранениями, могут
отмечаться и дома, главным образом, из-за применения острых предметов,
которые не хранятся в надлежащем месте, при контакте с несоответствую-
щими игрушками, а также вследствие удара об углы мебели. Поэтому ножи,
вилки, ножницы И иглы следует держать там, где их ребенок не может достать,
а при покупке игрушек следует обращать должное внимание на их форму
и материалы, нз которых они изготовлены. К ране не следует прикасаться
немытыми руками или пользоваться грязным бельем. Поверхностные раны
обтирают йодным спиртом, а затем покрывают стерильным марлевым ком-
прессом, который прикрепляется бинтом или лейкопластом, а в случае их
отсутствия - чистой ПОЛОТНЯНОЙ полоской. Ребенка следует доставить в
поликлинику для осуществления «туалета» раны специалистом и для мер по
предупреждению столбняка (что весьма важно!).
1055. Перелом иглы во время впрыскивания. Соответствующая область,
где произошел перелом иглы, отмечают специальным карандашом - дерма-
тографическим; например, в области ягодицы сломанная игла может «скрыть-
:;Я», ее очень трудно обнаружить, если точно неизвестно место, куда она была
введена; ребенка доставляют в кабинет детской хирургии.
1056. Носовое кровотечение. Ребенка укладывают на спи ну, приподни-
мая головку; мать сильно сжимает ноздрю, из которой происходит кров о-
течение. Если нос правильно сжат, кровотечение прекращается спустя несколь-
ко минут.
Если это кровотечение произошло после какой-либо травмы - падение,
удар, укол - ребенка немедленно доставляют в ЛОР-кабинет.
Повторные носовые кровотечения уже нуждаются в осмотре со стороны
врача-специалиста, который может установить, является ли зто заболевание
местным или общим.
Перегрев-е-калорийный шок, солнечный удар, Калорийный шок пред-
ставляет собой частое прсисшесгвие. которое происходит вследствие действия
очень нагретой атмосферы. У новорожденных и грудных детей калорийный шок
наступает быстро из-за трудностей адаптации неполностью созревшего органи-
вма. Хорошее знание условий термического регулирования у грудных детей и·
соблюдение гигиенических правил позволяет избегать этого рода драматических
случайностей. Средние педиатрические кадры обязаны своевременно рас-
познавать и произвести надлежащее вмешательство даже при отсутствии
врача, ибо с каждой минутой метаболические и нейровегетативные расстрой-
ства ухудшаются и могут обусловить смерть ребенка при явлениях мозгового
отека. Солнечный удар обычно появляется вследствие прямого действия сол-
нечных лучей на незащищенную головку ребенка,
В обоих положениях симптомы и терапевтические меры являются ана-
логичными.
а) Причины, Опасность этого рода происшесгвий значительно повы-
шается в летнее время и в первые месяцы жизни, но они могут появляться
и в другие времена года и у более старших детей (свыше 2 лет). Наряду с ин-
соляцией, среди причин, обусловливающих калорийный шок, наиболее часты-
ми являются следующие:
- повышенная температура окружающей среды;
- чрезмерllое УКУll1ывШlllе;
- недостаточный подвоз жидкостей.
Повышение температуры тела является преобладающим элементом.
Причинами перегрева могут быть:
- лучи солнца при ношении ребенка на руках или его перевозке в откры-
той коляске; пребывание долгое время в коляске без панашкн и т. д.;
- пребывание ребенка долгое время в автомобиле с закрытыми окнами
в течение более или менее продолжительного времени; даже если автомашина
долгое время находится в тени, солнце при своем движении может в течение
нескольких минут превратить атмосферу в машине в настоящую печку, с тем-
пературой, превосходящей 400С (это - современная теория калорийного
шока);
- вследствие nерегревшшя пёцки;
- если кровать ребенка расположена около печки.
Следует напомнить, что повышение комнатной температуры обуслов-
ливает повышение температуры тела у каждого человека, но большой ребе-
нок и взрослые лица могут бороться с этими повышениями температуры путем:
- отдаления от источника тепла;
- устранения лишней одежды;
- обильного питья жидкостей.
Грудной ребенок, ПОЛНОСТЬЮ зависящий от окружения, не может поль-
зоваться всеми этими средствами борьбы с перегревом, что не принимают
во внимание и не знают окружающие его лица. В то время как взрослые
лица сбрасывают лишнюю одежду до пижамы в перегретой комнате, многие
родители упорствуют и кутают ребенка, чтобы он «не простудился». В конце
лета те же родители, потребляющие двойное количество жидкости для уто-
ления жажды, забывают это осуществлять в отношении своего ребенка, давая
ему только дневную порцию молока.
б) Предупреждающие меры. Еще при первом посещении новорожден-
ного на дому патронажная' сестра должна убедить родителей, что максималь-
ная температура в комнате ребенка должна быть около 200 и что кроватка
должна быть подальше от источника тепла - от печи или батереи.
Лихорадящему ребенку, независимо от происхождения температуры,
следует уееличивать водный рацион, одевать более легко и не применять для
его согревания бутылки с горячей водой.
В очень жаркие дни (при влажном воздухе и при отсутствии дуновений
ветра), ребенка не следует держать под прямым действием солнечных лучей,
а в летнее время, когда его выносят во двор, следует одевать панашку и возить
его в коляске с поднятым верхом или же в затененных местах. Не нужно поль-
зоваться одеждой из шерсти или пластмасс, а только из хлопчатобумажной
ткани; в промежутках между кормлениями ребенку следует давать пить кипя-
ченную воду, фруктовые соки, подслащенный 5 % сахаром чай; при путе-
шествиях следует с собой брать термос с чаем.
в) Как распознается перегрев. Вначале следующие явления могут об-
ратить на себя внимание:
- температура ребенка повышается до 39-400;
- ребенок отказывается или пьет очень мало молока;
- кожные покровы у него краснеют, становятся теплыми, покрываясь
потом;
- у ребенка наступает состояние беспокойства, он плачет, кричит, не
успокаиваясь, что благоприятствует повышению температуры;
- у ребенка отмечается сильная жажда: новорожденные и грудные дети
повторяют движения сосания всякий раз, когда к его губам приближают соот-
ветствующие принадлежности.
В этой стадии достаточно простого лечения для того, чтобы исчезли
все эти расстройства.
При отсутствии лечения клиническая картина у ребенка ухудшается:
- появляются признаки дегидратации - сухой язык, глаза западают;
большой родничок исчезает и если кожу захватывают между двумя паль-
цами, получающаяся складка сохраняется;
- появляются расстройства сознания, - преимущественно конвульсив-
ные припадки;
- лицо приобретает синюшный оттенок;
- лихорадка продолжается.
В третьей стадии появляются предшествующие агонии признаки:
- гипотермия;
- бледность и похолодание конечностей;
- коматозное состояние.
Эти стадии тем быстрее сменяют одна другую, чем меньше ребенок.
г) Лечение; в начальной стадии:
- ребенка переносят в прохладную, хорошо проветренную комнату
для того, чтобы избавить от действия перегревания;
- ребенка полностью раздевают и кладут в ванночку с более низкой
температурой: на 20 ниже температуры тела, которую измеряют в заднем
проходе, а затем температуру воды в ванне постепенно охлаждают. Другой
метод: ребенка обертывают в смоченное в холодной воде полотенце;
г) прекрашение кровотечения, наложение перевязки на рану, иммобили-
взция:
д) предупреждение столбняка (если пострадавший от происшествия ре-
бенок был перенесен на место оказания первой помощи в диспансер, боль-
ницу и т. д.);
е) срочная транспортировка пострадавшего (немедленно, в соответствую-
щем положении).
1060. Положение больного. Первое мероприятие касается надлежашего
подвоза кислорода в мозг и снабжения крови кислородом. Если прекгашение
.тыхания продолжается больше 3 минут, отсутствие кислорода в крови вызы-
взет наступление коллапса (от латин. colIapsus - падение) кровообращения,
что в свою очередь, спустя 2-3 минуты, вызывает необратимые и окончатель-
ные поражения мозга. Следовательно, мы располагаем всего 5-6 минутами
~щя того, чтобы осуществить действенную реанимацию *.
Пострадавшего укладывают головой ниже остальной части тела, что
облегчает приток крови к мозгу. При помощи указательного пальца удаляются
возможные посторонние тела, попавшие в рот и глотку. Потерявшего созна-
ние ребенка укладывают в боковое положение - на одной стороне - или на
живот для того, чтобы возможно устраняемая жидкость (рвоты, носовая
слизь или кровь) были бы удалены самопризвольпо. В то же время при по-
мощи этого положения можно избежать закупорки верхних воздухоносных
лутей вследствие западечия языка и нижней челюсти кзади. Аспирация жид-
гостей из ротовой полости может быть произведена и при помощи простого
резинового или пластмассового катетера. В последнее время наборы инетру-
ментов для оказания срочной помощи. которые могут быть у автомобилистов,
включают специальный катетер для аспирации.
В случаях открытого пневмоторакса (проникновения воздуха в грудную
полость при тяжелых ранениях грудной клетки), что сопровожеается вытека-
НИ~'1 крови, содержащей воздушные ПУЗЫРЬЮ1, края существующей раны еле-
цует сблизить и тесно сжать полоской лейкопласта.
1061. Поддержание дыхания необходимо всякий раз, когда спонтанное
дыхание нарушено, что распознается на основании:
- снижения или прекращения движений грудной клетки и силы дыхания
(пострадавший может только шептать);
- болезненное дыхание - признаки асфиксии (от лат. asphyxia - пре-
крашение пульсации), трудности или полное прекращение дыхания;
цианоз слизистых оболочек губ, конечностей или обшее посиненпе;
- состояние эабытия; расстройства сознания или полная потеря соз-
Н1НИЯ.
Если, несмотря на проходимость верхних дыхательных путей, спонтан-
ное дыхание не является быстрым и достаточным, речь идет о центральном
цараличе дыхания (тяжелая травма черепа, отравление и т. д.) И необходимо
немедленно начинать искусгвенное дыхание, так как в случае прекращения
дыхания. необратимые аноксические поражения мозговых клеток
наступают спустя 3-4 минуты и обусловливают смерть спустя при близи-
'!~ЛЫ!О 8 минут.
• Реанимация (гёапппег = оживить) состоит в совокупности мероприятий для
устранения нелосгаточиости кислорода и устранения скопившейся углекислоты путем вос-
становления одной или нескольких функций организма.
Практический опыт и экспериментальные исследования доказали, что
все условные методы искуственного ручного дыхания у больных, потеряв-
ших сознание, не обеспечивают действенную альвеолярную вентиля цию; на-
оборот, дыхание при помощи метода инсуфляции (или метода «рот в рот»),
который состоит в вдувании воздуха, полученного путем выдоха реаниматора
в легкие пострадавшего лица, обеспечивают действенную вентиляцию легкик
и может быть применено в любой момент без всякого помощника. Концентра-
ция кислорода в воздухе, который выдыхается (16 %) достаточна для надлежа-
щей оксигенации крови больного.
При искусственном дыхании «рот в рот», примененном у ребенка, сущест-
вуют благоприятные условия благодаря тому, что реаниматор может охватить
как рот, так и нос ребенка, осуществляя действенную гипервентиляцию без
очень быстрого утомления.
Метод респирации: ребенка укладывают на спину или на бок, а реаниматор
кладет свою руку на лобик ребенка (на участок головы, покрытый волосами),
а другую руку - под нижнюю челюсть, осуществляя таким образом сгибание
головы к затылку и поднятие нижней челюсти. В этом положении дыхательные
пути открываются, а рот пострадавшего остается закрытым.
Инсуфляцuя - вдувание: реаниматор делает глубокий вдох, плотно охва-
тывает ртом нос и рот ребенка (у большого ребенка только нос) и под неболь-
шим давлением вдувает выдыхаемый им воздух.
Выдох. Реаниматор отдаляется от больного и дыхание происходит споя-
танно; о чем можно судить по опусканию грудной клетки и стенки живота.
а у грудных детей отмечается только движение живота, так как горизонтальное
положение ребер можно счигать физиологическим, а физиологическое дыха-
ние происходит почти исключительно при помощи дыхания брюшного типа.
Количественное определение объема дыхания. Детям ПРОИЗВОДЯТ инсуф-
ляцию небольшим объемом воздуха под малым давлением и с большой час-
тотой: у грудного, малого ребенка и у ребенка школьного возраста произ-
водится одна инсуфляция каждые 2 секунды, а у ребенка свыше 14 лет и у
взрослого лица рекомендуется инсуфляция каждые 3 секунды. Может слу-
читься, что инсуфляция является сильной и весьма частой; в случае, когда
воздух проникает также и в желудок, ребенка укладывают на бок и слегка
надавливают рукой на верхнюю область живота.
Искусственное дыхание может производиться также и при помощи спе-
циального аппарата (например, «оротубус Драгера») или при помоши носо-
глоточного катетера, которые по существу не улучшают техники дыхания, а
позволяют только избежать некоторой стесненности гигиенического порядка
для реаниматора.
Искусственное дыхание при помощи пузыря и лицевой маски является
более сложным мероприятием и применяется обычно только в больницах.
1062. Поддержание кровообращения и лечение шока. У всех лиц, постра-
'давших при несчастных случаях, и главным образом, при черепно-мозговых
травмах, при размозжениях, ожогах, внутренних и наружных кровотечениях
констатируются признаки шока. На месте происшествия обычно трудно уточ-
нить тип и стадию существующего коллапса вследствие многочисленных про-
межуточных форм, которые наблюдаются на практике. В связи с этим можно
отметить следующее: послетравматическая реакция - шок, которая сравни-
тельно доброкачественна вследствие ваго-вагальной реакции - со стороны
блуждающего нерва - характеризующаяся слабостью, редкими биениями сер-
дца; коллапс центрального происхождения в качестве компенсационной реакции,
обусловливаемой гиповолемией (<<шро» - меньше, «vоlurnеп» - объем; то есть
снижение общего объема циркули рующей крови, что наблюдается после больших
кровотечений, при шоке, при поносах и тяжелых рвотах), который характери-
зуется частым пульсом и, наконец, общий коллапс - вследствие паралича и
расширения капилляров с последующей гипоксией и ацидозом, характеризую-
щийся частым пульсом и синюшностью конечностей (цианоз).
Цианоз при холодных и влажных кожных покровах, тахикардия - частое
биение сердца - и слабый пульс, который едва прощупывается - являются
признаками опасности в смысле катастрофического падения циркуляционной
функции. На местах происшествия измерение артериального давления явля-
ется практически невозможным, тем более для ребенка, - для этого необ-
ходим специальный аппарат с малым размером манжеты. Одной из мер,
практически показанной при всех формах коллапса, является заполнение (впры-
скивание) капиллярного ложа коллоидальным раствором (1 0% реомакродекс),
стерильными растворами глюкозы и т. д.; перфузии осуществляются с трудом
у ребенка вследствие трудной доступности вен.
На месте происшествия лечение недостаточности кровообращения у ре-
бенка в состоянии шока, находящегосая без сознании или в предкоматозном
зосгоявии. сводится к неокольким простым мероприятиям:
б) гемостаз - прекращение кровотечения;
в) абсолютный покой;
г) укутывание ребенка или применение бутылок с теплой водой на конеч-
ности - для того, чтобы предупредить потери тепла;
д) возможно быстрая транспортировка ребенка в больницу, где имеется
все необходимое для восстановления объема циркулируюшей крови.
Нет необходимости в лекарственных препаратах для поддержания кро-
вообращения.
Рис. 159.
Рис. 160.
в случаях остановки сердца движения сердца и пульс уже не проелуши-
ваются; в результате ограничения или отсутствия оксигенапии остановка
может появиться рефлекторно независимо от причины; поэтому необходимо
в течение меньше 3 минут обеспечить орошение мозга достаточно оксигени-
рованной кровью. Как дыхательная функция, так и сердечная функция должны
быть поддержаны любым путем - искусственным!
1063. Методы наружного массажа сердца. а) Положение ребенка. Ребенка
укладывают на спину, на твердую, полностью горизонтальную плоскость.
б) Метод с применением обеих рук (рис. 159), которым пользуются у
детей и молодых лиц: реаниматор, стоя на коленях справа от больного, обеими
СВОИМИ ладонями - наложенными одна на другую - нажимает на нижнюю
треть грудины, осуществляя в вертикальном направлении короткие нажи-
мания на соответствующую область по направлению к позвоночнику. У ново-
рожденного ребенка оба больUIИX пальца устанавливаются в средней трети
грудины, а остальные пальцы охватывают заднюю поверхность грудной
клетки - 120 нажиманий/минуту.
в) Метод с одной рукой применяется у малых детей (рис. 160). Этот
метод напоминает первый метод, но осуществляется одной рукой с мень-
шим нажимом, который оказывается на среднюю и нижнюю треть грудины.
г) Двухпальцевый метод используется у грудных детей (рис. 161). Реани-
матор находится справа от больного и кончиками указательного и среднего
пальцев оказывает кратковременные ритмические нажимы на среднюю треть
грудины.
обычно спустя небольшой промежуток времени после прекращения друтих
жизненных функций. Поэтому в этой возрастной группе реаниматор должен
сосредоточить свое внимание на том, чтобы создать искусственное дыхание;
у детей других возрастных групп реанимация преследует одновременное вос-
становление дыхательной и сердечной функции.
Если около больного находятся 2 лица, которые могут осуществлять
реанимацию, то одно из IIИХ занимается искусственным дыханием, а другой
- массажем сердца. Следует иметь в виду, чтобы массаж сердца производился
в течение периода выдоха, а лицо, которое производит инсуфляцию, устанав-
ливает также И' соответствующий ритм. Если имеется только один реанима-
магор, рекомендуется следующая последовательность движений и ритмов:
- 5 быстрых дыхательных движений - 15 сдавливаний сердца;
- 3 дыхательных движения - 15 сдавливаний сердца;
- 3 дыхательных движения - 15 сердечных сдавливаний и т. д.
а) Осложнения при респираторной реанимации: 1) наличие препятствий
в дыхательных путях - посторонние тела, кровь, отек; 2) осложнения у реани-
матора: вдыхание токсических газов при реанимации ребенка с интоксикаци-
ей; аспирация жидкости при внезапной бурной рвоте.
б) Осложнения при массаже сердца: 1) перелом грудной кости или
ребер вследствие большого сдавливания; 2) травматические кровотечения в
мягких частях области грудины вследствие тех же причин.
в) Главные причины неудачи при респираторной реанимации: 1) весьма
малый ритм или слишком сильная инсуфляция; 2) в случае использования
трубки для дыхания, ее окончание может проникнуть в пищевод.
г) Главные причины неудачи при массаже сердца: 1) сдавление не произ-
водится на указанном месте, выше или ниже; 2) сдавление не оказывается в
вертикальном направлении к позвоночнику; 3) сила, с которой производится
сдавление, не является соответствующей - слишком энергичной или слишком
слабой;
1065. Прекрашение кровотечения. Перевязка. Важность сдавления арте-
рий значительно ограничивается вместе с оказанием первой помощи, так
как опыг указал, что в случае более значительных артериальных ранений
отмечается спонтанная остановка крови, вследствие сдавливания интимы
(внутренней гистологической стенки кровяных сосудов), а в случае непра-
вильно дозированного давления может произойти венозный частой и, сле-
довательно, усиление кровотечения или нервные поражения вследствие оказан-
ного сильного давления.
Артериальные большие кровотечения быстрее прекращаются при сдавли-
вании соответствующего сосуда пальцами, а кровотечение средней интенсив-
ности - при помощи давящей повязки.
Больших размеров посторонние тела не удаляются на месте происшест-
вия, так как соответствующие меры могут обусловить массивное кровотечение.
Терапевтические положения тела и транспортировка пострадавшего ребенка
Правильное положение ребенка представляет собой больше, чем мера
ухода, так как это нередко является весьма существенной частью лечения;
обязанностью врача является формулирование соответствующей рекомен-
дации и проверка примененной меры. Средние медицинские кадры - педи-
атрическая сестра, патронажная сестра, медсестры на машинах «Скорой поПоложение больного ребенка в случае острого живота (остры
впендициг, перитонит, травмы брюшной полости): ребенка укладывают н
спину в горизонтальном положении, с выпрямленным туловищем, коленны
суставы слегка согнуты, и ребенок, с опорой в подколенной области, може
сохранять это положения без всякого усилия.
1067. Положение при бронхопневмонии 11 пневмовии. Грудную клетку
юлову укладываю г выше с неболыпим растяжением затылочных МЫШЦ и
опорной точкой в области затылка. Голова не должна превышать уровев
"рудной клетки.
1068. Положение ребенка пр" тяжелой одышке - припадок астмы. Груд-
ную клетку устанавливают в более высоком положении, плечи опирают о
тюфячек, а голову располагают выше грудной клетки; верхние конечности
располагают на матраце, на уровне ребер для поддержки грудного дыхания
Грудного ребенка следует держать на руках в полусидя чем положении
с головой повыше, запрокинутой на затылок и опираюшейся на плечо матери.
1069. Положение сердечно больных детей. Грудную клетку устанавливают
в более высоком горизонтальном положении; живот фиксируют в горизонталь-
ном положении, а голова должна быть все время выше, чем грудная клетка.
Угол, образующийся между грудной клеткой и горизонтальной плоскостью,
может быть в зависимости от тяжести состояния больного.
1070. Положение больного ребенка при неизбежном шоке: ребенка уклады-
вают на спину с головой, расположенной ниже и нижними конечностями-
выше. Угол соответствующих плоскостей не должен превышать 10-15°.
1071. Стабильное бокопое положение бессознательных детсй (коматозное
состояние) до и во время перевозки в больницу: больного ребенка уклады-
вают на бок с плечом, лежащим выше, и нижней конечностью ниже; голова
Транспортировка детей с пораженияма позвоночника и травмами
чазовых костей: пострадавшего ребенка укладывают на спину в строго гори-
-еовтвльном положении на твердой поверхности, а сбоку обкладывают по-
душками; во время транспортировки туловище должно быть иммобилизовано
Для транспортировки в больницу вызывают «Скорую помощь» или
какой-либо другой скорый транспорт, которым можно располагать. Тяжелые
случаи сопровождают врач или опытная медсестра; обязательно прилагают
записку, в которой вкратце сообщаются все примененные у пострадавшего
ребенка меры. О дорожных несчастных случаях сообщают в милицию - по
телефону и отмечают номер автомашины, которая вызвала происшествие;
вместе с тем сообщают имя и фамилию пострадавшего ребенка.
Как общее правило, дети в тяжелом состоянии - без сознании или в
коматозном состоянии - перевозятся не на спине, а только на боку, как на
рис. 168.
В случае, если пострадавший во время дорожного происшествия ребенов
или ребенок в тяжелом состоянии прибывает в диспансер, располагающий
ограниченными средствами лечения, обязательно принимаются следующие
неотложные меры:
- оказывается срочная помощь: сердечно-дыхательная реанимация,
перевязка раны;
- вызывается «Скорая помощь» и ребенка срочно отправляют в больни-
цу по специальности: травмы черепа - в нейрохирургическое отделение;
травмы ротовой полости и челюстей - в отделение челюстно-лицевой хирур-
гии; остальные травмы - в отделение педиатрической хирургии. Если этого
рода отделения расположены очень далеко, ребенка отправляют в ближай-
шую больницу, располагающую средствами для реанимации и интенсивной
терапии (отделение неотложной помощи);
- вводят А ТПА для профилактики столбняка, если у пострадавшего
имеются ранения;
- вводят антибиотики и противолихорадочные средства при тяжелых
инфекциях (бронхопневмонии и т. д.) или вводят другие лекарственные быстро-
цейсгвующие средства (например Диазепам - в случае конвульсий и т. л.):
- О несчастном случае немедленно сообщают по телефону дежурному'
врачу в приемный покой, куда отправляют пострадавшего ребенка в сопро-
вождении кого-либо из средних медицинских кадров.
В регистре для консультапий записывают все данные: имя и фамилию
ребенка, номер автомашины, доставившей ребенка, номер паспорта лица,
которое доставило ребенка, час прибытия и час отправления больного, при-
мененное лечение, имя и фамилия врача и ассистентки, оказавших помощь,
больному.