/Статьи по медицине/Элементы оценки болезненного состояния ребенка

Элементы оценки болезненного состояния ребенка

Температура. Измерение температуры тела представляет собой важ- 
ное средство для контроля развития заболевания и общего состояния здоровья, 
и вго измерение доставляет ценные сведения, если оно правильно произво- 
дится. 

а) Лихорадка. Лихорадочной считается температура тела, - измеряемая 
ректально - если она превесходит 380. 

Нормальная температура у человека находится между 36,5 по утрам и 
37,20 по вечерам. Если температура равна 37,4-380, ребенок считается субфеб- 
рильным. Состояния субфибриллитета илп лихорадки обычно более высоки 


после полудня и по вечерам по сравнению с утром. Кроме того, температура 
у детей повышается после кормления, плача и беспокойного состояния. 

Кривая, представляющая собой колебания температуры, измеряемой по 
утрам (сейчас же после пробуждения) и в послеобеденное время (от 16,30 до 
17,30) носит название термической кривой. 

б) Измерение температуры. У детей наиболее правильным измерением 
температуры считается ректальное: ребенка укладывают на спину (см. рис. 
151). Прежде всего проверяют, снизилась ли ртуть ниже указанного предела; 
после этого резервуар ртути протирают влажным компрессом, а затем смазы- 
вают весьма тонким слоем какого-нибудь жира для того, чтобы он легче 
вводился в задний проход. Термометр берут правой рукой, а левой рукой зах- 
ватывают ножки ребенка на уровне лодыжек и сгибают ножки в тазобедрен- 
ном суставе. При помощи вращательных движений резервуар термометра 
вводят полностыо в задний проход и во время всего времени измерения тем- 
пературы термометр держат в одном положении для того, чтобы его не раз- 
'бить. Спустя 2 минуты термометр может быть извлечен из заднего прохода 
для прочтения температуры. 

Более старший детей для измерения температуры укладывают на живот 
или на бок; независимо от спокойного или беспокойного состояния ребенка 
во время измерения температуры его нельзя оставлять без соответствующего 
надзора. 

После «про чтения» температуры термометр обтирают влажным тампо- 
:НОМ или стерильным компрессом, смоченным в мыльной воде или спирте; 
термометр не следует промывать теплой водой, так как при этом его можно 
:разбить. 

Измерение температуры организма в подмышечной области применяется 
у взрослых лиц и У детей старше 12 лет. Полученные после подмышечного из- 
мерекия данные менее точны, чем температура, получаемая при ректальнам 
измерении; важно, чтобы ртутный резервуар термометра находился бы точно 
в середине подмышечной области, иначе температура не является точной. В 
подмышечной области термометр держат 10 минут. 

Измерепие температуры в ротовой полости под языком не применяется 
у детей, так как термометр может разбиться, а оскольки термометра и ртуть 
могут быть проглочены. 

В) Причины и клинические проявления лихорадки у ребенка. Вообще ли- 
хорадку не следует считать болезнью, а симптомом - патологическим прояв- 
лением заболевания. В большинстве случаев она доказывает, что организм 
находится в борьбе с инфекцией и эта борьба сопровождается чрезмерной 
продукцией теплоты. У детей лихорадка вообще появляется чаще и она выше, 
чем у взрослых даже в случаях более легких заболеваний; поэтому абсолютные 
значения лихорадки не являются критерием для оценки тяжести заболевания. 
Все же, если температура доходит до 400 С и выше, болезнь может представ- 
лять некоторую степень тяжести. Хотя у большинства детей можно «рукой» 
проконтролировать температуру, все же измерение температуры является необ- 
ходимостью. 

При температуре у ребенка горят не только лицо и лоб, но и все тело, 
глаза ребенка блестят и они иногда открыты шире, чем обычно, а цвет лица 
может быть различным. Отмечается учащенное дыхание, что в особенности 
можно установить, когда он спит; сон у больного ребенка более беспокоен, 
чем в нормальных условиях. Иногда у грудного и вообще у малого ребенка 
.слишком резкое повышение температуры может обусловить появление ли- 
хорадочных конвульсий. У детей более старшего возраста обычно могут 
наблюдаться рвоты или озноб, а резкое снижение лихорадки всегда сопровож- 
дается обильным потоотделением. 

Не при всех случаях заболевания лихорадка является проявлением кон- 
фликта организма ребенка с микробным возбудителем; она может появляться 
также и вследствие чрезмерного накопления тепла, когда, кожные покровы 
не могут уже обеспечить восполнения утраты тепла. У грудных детей в осо- 
бенности этот механизм является причиной так называемой «лихорадки вслед- 
ствие перегрева», которая появляется чаще в теплые времена года, если ребе- 
нок слишком тепло одет, покрыт кроме того одеяльцем и не может «терять» 
теплоту. Вследствие этого у детей может наблюдаться повышение темпера- 
туры до 39-400. Раздевая грудного ребенка, температура у него снижается 
до нормальных значений без каких-либо других воздействий. 

Если грудной ребенок не получает жидкостей в достаточных количествах 
или когда вследствие некоторых причин - рвоты или же жидкие испражне- 
ния - он теряет большие количества жидкости, организм не может сам по 
себе регулировать надлежащим образом температуру и появляется так назы- 
ваемая «обусловленая жаждой» лихорадка. 

Весьма редко наблюдаются состояния субфебриллитета или лихорадоч- 
ные состояния, не обоснованные каким-либо заболеванием; перед постанов- 
кой диагноза следует тщательно исключить все причины, которые могут 
обусловить какие-либо лихорадочные болезни. 

Следует сказать, что существуют также и причины ошибок, которыми 
могут быть: применевне несоответствующего термометра, который указы- 
вает неточные значения; недостаточное встряхивание термометра перед его 
применением; измерение температуры после припадков беспоко йства или 
после плача. 

г) Борьба с лихорадкой. Субфебряллитег или фебрильное состояние как 
таковое не представляют собой болезнь, а только проявление реакции орга- 
низма в отношении заболевания; эта реакция может при некоторых обстоятель- 
ствах быть предшественником процесса выздоровления и поэтому «лечить» 
только лихорадку, а не всю болезнь, является ошибкой. 

Только в случаях, при которых повышенная температура продолжается 
и сопровождается другими расстройствами (изменение общего состояния, сни- 
жение аппетита, расстройства сна или даже появление лихорадочных конвуль- 
сий), рекомендуется применение энергичных методов лечения. Вначале поль- 
зуются пр осты ми , естественными средствами и только затем прибегают к 
лекарственным препаратам. 
Природными средствами, которыми следует пользоваться в следующем 
порядке, являются: 
назначения жидкостей; 
влажные компрессы (обертывания); 
холодные обертывания (общие); , 
постепенно охлаждаемая ванна. 

При помощи этих методов в большинстве случаев удается снизить тем- 
пературу тела, улучшить кожное кровообращение и общее состояние и добить- 
ся возвращения надлежащего аппетита. Если эти средства не дают резуль- 
татов, прибегают к антитермическим лекарствам - у грудных детей в боль- 
шинстве случаев суппозитории по предписанию врача; все же постоянно сле- 
дует иметь в виду, что снижение лихорадки еще не означает выздоровление 
от заболевания и что во всяком случае более показано лечить основное за- 
болевание, а не только один его симптом - лихорадку. 

Следует подчеркнуть, что грудного ребенка нельзя при лихорадке оде- 
вать теплее, чем обычно; комната, в которой помещается ребенок, не должна 
быть перегретой; в ней следует сохранять постоянную температуру в преде- 
лах 18-200, не выше 220, обеспечивая в то же время надлежащую влажность 
воздуха. 

Питание лихорадящего грудного или малого ребенка. Больной лихорадя- 
щий ребенок обычно отказывается от любой плотной ПИЩИ, и вообщее лихо- 
радка обусловливает повышенную нужду в жидкостях, в результате чего у 
ребенка отмечается выраженная жажда. Если лихорадка оказывается непро- 
должигельной, отсутствию аппетита не следует придавать большого значения 
и это может даже благоприятствовать процессу выздоровления в смысле так 
называемого «лихорадочного ПОСТа». Если заболевание продолжается в те- 
чение многих дней и даже недель, ребенка следует рационально питать. 
Количество, состав, консистенция и условия, в которых прпписывается пита- 
ние, должны быть адаптированы к состоянию и аппетиту ребенка. Общим 
правилом является, что «организм не следует перегружагь», а его питание 
должно быть надлежащей плотности, жидким или полужидким; больному 
назначают пишу в форме повторных яебольших количеств, принимая во вни- 
мание, конечно, и особенности вкуса ребенка. 

Следует избегать питание с богатым содержанием жиров. Молоко сле- 
дует ограничить, а масло и сметану по возможности избегать. Дети обычно 
с удовольствием пьют фруктовые соки - лимонный, яблочный, смородинный, 
клубничный, апельсиновый и другие, которые можно подслащивать неболь- 
шими количествами сахара или глюкозы. У более старших грудных детей 
(после 8 месяцев) могут быть использованы. компоты, яблочные пюре, тер- 
тые яблоки, банановые пюре. При более длительных заболеваниях это пита- 
ние нельзя считать достаточным и его следует обогащать каким-нибудь ме- 
лочным препаратом, а у более старших грудных детей - овощными супами, 
легкими пудингами (с взбитым яичным белком), пудингами с творогом, суфле, 
сырниками. Для разнообразия, если ребенок. соглашается, можно давать: мяс- 
ной бульон с небольшим количеством соли и добавлением манной крупы 
или риса и зелени петрушки; хорошо взбитое «пуховое» картофельное пюре 
с добавлением молока, свежей печенки, телятины или куриного мяса; желток 
крутого яй ца. Томатный сок или помидорный суп некоторые дети едят с 
удовольствием, в особенности дети более старшего возраста: от ] до 4 лет. 

В случаях желудочных расстройств - рвоты и повос - рекомендуется 
соблюден ие определенных правил диеты согласно указаниям врача. 

у детей, болеющих острым стоматитом (поражения слизистой оболочки 
десен и языка) или ангиной, питание встречает затруднения вследствие болей, 
которые появляются при пережевывании и проглатывании пищи; поэтому 
матери должны обладать большим терпением для того, чтобы питать боль- 
ного небольшими количествами пищи и жидкости, и поэтому все питание 
должно состоять из жидкостей или полужидкостей. 

Лекарственное лечение. После того, как ребенку дают обильное питье, 
у него при меняют свечи, обладающие антитермическим действием. Назна- 
чение лекарственных препаратов в форме свечек ректальным путем показано 
главным образом при лихорадочном заболевании, сопровождающимся кон- 
вул ьсиями, рв тами, отсутствием аппетита, а также у детей, 01 казывающихся 
от пероральных введений лекарств. 

Иногда суппозитории выделяются через прямую кишку до того, как 
лекарство окажет свое действие, поэтому рекомендуется вводить их ребенку 
после стула и более глубоко, за пределы анального сфинктера: ребенка укла- 
дывают на бок с нижними конечностями в согнутом положении мать дер- 
жит его в этом положении, и после того, как суппозиторий вводится в задний 
проход, сжимает ягодицы и удерживает их в этом положении некоторое время 
для того, чтобы избежать выделение лекарства 

у детей пользуются Т6ЛЬКО детскими супnозиториями: аминофеназон 
Л (аминофеназон - пирамидон 0,10 г и фенобарбитал 0,0] г) Не рекомен- 
дуется пользоваться суппозиториями «Акалор», содержащими кофею' и могу- 
щими обусловить беспокойство и даже опасные для жизни конвульсии. 
Детям можно также назначать: 

- 1 % раствор пирамидона, по 1 чанной ложечке грудным детям 1-3 
месяцев 11 по 2 чайных ложечек более старшим грудным детям Назначается 
только свежеприготовленный раствор, срок годности которого не должен 
превышать 4 дней; 

- аспирин (уксусно-салициловая кислота) весьма действенное лекар- 
ство, предпочитаемое за границей; ежедневная доза - 0,05 г детям в возрасте 

до 3 месяцев; 0,10 г от 3-9 месяцев и 1/4 таблетки 0,50 г в возрасте от 9 меся- 
цев до 2 лет. 

1023. Стул. Правильная оценка стула у ребенка имеет большую важ- 
ность. Обычно следует отмечать число испражнений в течение 24 часов, запах, 
консистенцию 11 реакцию (табл. У1). 
Таблица V 1 
Стул ребенка (110 Г. Василну) 
Норма 
Вскармл . грудью ребенок 
Искусственно вскармл. ребенок 

Число испражпен ий 
1-6 
2-3 
Цвет 
Золотисто-желты й (возможно, 
зеленоватый вследствие оки- 
сления желчного питмента воз- 
духом) 

Коричнево-пепельный до свет- 
ло-желтого цвета (окрашенные 
вещества пищи появляются не- 
измененными в испражнениях: 
морковь, свекла и т. д. 
Запах 
Кисловато-ароматический 
Тяжелый 
Ковсистентность 
Пенистый 
Пастозный 
Реакция 
Щелочная (кислая в случае пи- 
тания кислым молоком) 
Кислая 

Следует обращать особое внимание на то, что иногда ст~л может содер- 
жать кровь, слизь, гной, глисты и поэтому сохраняют стул до прихода врача. 
Блестящие и жирные испражнения с остатками непереваренных овощей или 
почти неизмененного крахмала указывают, по большей части, на расстройства 
пищеварения. 

В течение первых недель жизни у вскармливаемых грудью детей отме- 
чаются большие изменения по сравнению с нормальной картиной: у многих 
детей отмечаются испражнения, содержащие комочки, а иногда белесоватые 
пли даже слизеобразные фрагменты. Временами стул может быть жидким, 
зеленого цвета, указывая на окислительные процессы. Эти особенности не 
ДОЛЖНЫ беспокоить мать, если они не сопровождаются потерей веса тела 
или какими-либо другими расстройствами. 

Отклонения от нормальной картпны стула имеют значительно большую 
значимость у искусственно вскармливаемых грудных детей и их следует всегда 
принимать во внимание. 

1024. Моча. У грудных детей мочеиспускание происходит рефлекторно; 
в конце первого года жизни ребенка следует приучать мочиться на горшок. 

Моча у грудного ребенка прозрачна и имеет желтоватый цвет. Иногда 
случается, что минеральные соли осаждаются при контакте с воздухом; 
соли мочевой кислоты имеют красноватый цвет - аспекты песка кирпичного 

цвета мочевого осадка. Фосфорные соли могут придавать моче молоч- 
ный' характер, а при нагревании мочи они вновь растворяются. Неко- 
торые лекарственные препараты окрашивают мочу: в красный цвет (пи- 
рамидон); в желтый цвет «ЛИМОННЫЙ» (электовит, витамин А, антипирин); 
в зеленоватосиний цвет (метиленовый синий); в зеленый цвет (бромоформ). 
При некоторых заболеваниях моча может иметь коричневый цвет - как пиво 
- при эпидемическом гепатите; коричиево-желтый цвет - нефриты, лихора- 
дочные состояния; бесцветный водянистый характер - сахарный диабет, скле- 
роз почек; мутный цвет - избиток минеральных солей, застоявшаяся моча, 
наличие белка и т. д.; запах свежей мочи весьма слабый и спустя некоторое 
время он становится аммиачным; рекомендуется сравнивать количество мочи 
с количеством выпитых жидкостей; если ребенок много пьет, у него выделя- 
ется большое количество слабо концентрированной мочи, а если мало пьет - 
он мочится небольшим количестом концентрированной мочи. 

Количество выделяемой почками в течение суток мочи носит название 
«диурез», Говорят о «хорошем диурезе», если приблизительно 60 % выпитой 
ребенком жидкости выделяется вместе с мочой и о «слабом диурезе», когда 
количество мочи по сравнению с принятыми внутрь жидкостями является 
уменьшенным (если ребенка держат на солнце или в перегретой комнате, 
тогда он мочится меньше). 
ТаБЛUlfа V/I 
Количество мочи у ребенка (по Хертл) 
Возраст 
Количеетво/24 ч. 
Количество/час 
до 2 дней 
3-10 дней 
10 дней - 2 месяца 
2-12 месяцев 
1-3 года 
3-5 лет 
5-8 лет 
8-14 лет 
еВЬШIе 14 лет 

30 - 60 мл 
100 - 300мл 
250 - 450мл 
400 - 500 мл 
500 - 600 мл 
600 - 700 мл 
650 - 1000 мл 
700 - 1400 мл 
1000 - 1600 мл 

2мл 
8 мл 
15 мл 
18 мл 
22 мл 
27 мл 
34 мл 
46 мл 
50 мл 

Выделение мочи называется мочеиспусканием; в нормальных условиях 
у ребенка отмечается 10-15 мочеиспусканий в сутки в течение первых недель 
жизни и 6-7 раз в 24 ч у ребенка более старшего возраста. Если в комнате 
ребенка холодно, мочеиспускание происходит чаще. 

1025. Взятие проб мочи У грудного ребенка. При многочисленных общих 
заболеваниях и, главным образом, если существует подозрение па наличие 
мочевой инфекции, наличие цистита или пиелига, необходимо исследование 
мочи. Взятие проб мочи связано с некоторыми затруднениями и поэтому мы 
опишем несколько методов. 

у мальчиков половой член следует вводить в стерильную пробирку 
(предварительно прокипяченную), которую прикрепляют к кожным покровам 

при помощи полокси лейкопласта (рис. 152). После ее закрепления мать мо- 
жет спокойно ожидать, когда ребенок помочится, но не отходя от его постели; 
при этом моча отбирается в надлежаших условиях без возможности инфекции. 

у девочек взятие проб мочи представляет большие затруднения и только 
.в исключительных условиях при бегают к катетеризации мочевого пузыря (про- 

Рис. 152 

Рис. 153 
Рис. 152 - Взятие пробы МОЧИ у мальчвков, 
Рис. 153 - Взятие пробы мочи у девочек. 

Рис. 154 - Проба мочи отбирается в специаль- 
ный мешочек из пластмассы. 
изводится только врачом). Для того, чтобы избежать катетеризации, пользу- 
ются стеклянным сосудом с более широким горлышком (баллон Эрленмейера) 
(рис. 153). Нижние конечности девочки закрепляются пеленками к краям кро- 
ватки, а стеклянный баллон следует закреплять таким образом, чтобы малые 
губы вульвы не были бы сильно раздвинуты, Пробу мочи можно отбирать 
-очень просто: на чистой клеенке, которой придают форму ванночки при по- 
мощи подложенной и сложенной в несколько раз пеленки, которую помещают 
под клеенкой; отсюда мочу выливают в пробярку при помощи чайной ло- 
жечки, 

С недавнего времени начали готовить специальные мешочки из пласт- 
массы, у которых имеются липкие края. У мальчиков половые органы пол- 
ностью помещают в этот мешочек - половой член и мошонку, а края его 
тщательно приклеивают к окружающим кожным покровам, У девочек этот 
мешочек фиксируют вокруг вульвы: этот метод обеспечивает отбор мочи 
в гигиенических условиях без всякой опасности загрязнения снаружи (рис. 154). 

Для того, чтобы уменьшить неприятность для ребенка, для отбора пробы 
.мочи выбирают время сейчас же подле кормления, так как опыт указал, что 
:У детей мочеиспускание происходит до или сейчас же после кормления. 
Более старшего грудного ребенка можно также держать над чистым 
ночным горшочком, если его приучили мочиться «по приказанию», а у детей 
более старшего возраста мочу отбирают в стерильную пробирку во время 
того, как ребенок мочится. 
После отбора пробу мочи следует как можно быстрее отослать в лабо- 
раторию для того, чтобы не начались процессы разложения.