/Статьи по медицине/Одинадцатый месяц жизни ребенка

Одинадцатый месяц жизни ребенка

. В этом вазрасте начинает формироваться характер ребенка, кото- 
рый превращается все больше в определенную личность. Его предпочтения 
и отвращения обозначаются во все большей степени, проявляясь все более 

выраженными поступками. Он приобретает ловкость при некоторых движе- 
ниях и остается неуклюжим при некоторых жестах, кажущихея простыми , 
но которые ему не удаются. 

Родители должны следить за всеми физическими, душевными и Э\IO- 
циональными проявлениями ребенка, которые создают его личность. Осо- 
бенности поведения, которые не нравятся родителям, не должны вызывать 
с их стороны быстрого противодействия; родители должны постараться ус- 
транить те выходки, которые появились у ребенка без их желания. Если ре- 
бенок очень живой, не следует пытаться превратить его в спокойного ребенка, 
заставляя его сидеть тихо; гораздо большего можно достичь, предлагая 
ему игрушку или создавая для него другое занятие. 

Питание 

646. В этом возрасте, как и в следующем месяце, можно давать ребен- 
ку время от времени еду, которая готовится для остальных членов семьи; 
в этом возрасте нравятся блюда, которые они могут сами есть: вареные 
овощи (морковь, картофель, фасоль). Можно давать сырые овощи, фрук- 
ты и ягоды: помидоры, яблоки, клубнику, персики без кожуры, СМОрОДИНУ 
и г.п., которые протираются через сито или измельчаются вилкой. 
Можно давать супы и пюре из различных овощей, включая сельдерей, 
цветную капусту, кабачки, спаржу, но не особенно соленые и без пряносте й. 

Физическое и психическое развитие 

647. В этом периоде память продолжает у ребенка развиваться: он раз- 
личает лица окружающие его и начинает искать свои потерянные вещи. 

648. Практический ум (сметка) у ребенка проявляется тем, что он, на- 
пример, может открыть какую-нибудь коробку, может выполнить простые 
распоряжения; открывает рот или про- 
тягивает руку по просьбе. 

649. Схватывание. Выше говори- 
лось о том, что ребенок нуждается 
большом периоде времени для того, 
чтобы ему удалось схватить предмет. 
Только в этом периоде времени ему 
удается хватать предметы большим 
пальцем 11 указательным; благодаря 
этому достижению он схватывает легкие 
предметы точно и ловко (см. рис. 105 с 
и рис. 109) и ему доставляет удоволь- 
ствие бросать эти предметы (рис. 112). 
Что создает у него чувство силы? Если     Рис. 112. 
его усадить на стульчик, он схватывает 
кубик и бросает его; постепенно начинает хватать все предметы, лежащие 
вокруг него, а затем их выпускает, что развлекает его. После этого он ждет 
похвалы от матери за новые достигнутые им успехи, и огорчается, не получая 
поощрения, а затем вновь начинает то, что кажется ему большим достиже

нисм. Когда ему дают желаемый предмет, он его щупает, подносит ко рту, 
смотрит на него, затем его вновь бросает (рис. 112) и между матерью и 
ребенком начинается игра. Зачастую это раздражает всех окружающих, они 
теряют терпение, выражают свое порицание, отбирают у него игрушки и 
Уходят. Конечно, все это с их стороны ошибочно. 

650. Ребенок стоит на ножках. Другим значительным успехом является 
то, что ребенок самостоятельно стоит на Ножках. Ему удается держаться за 
решетку кроватки или манежа, он Поднимается на Ножки и, после многих 
усилий и падений, торжествует - стоит на ножках. Стояние на ногах, свойст- 
венное только человеку, представляет собой наибольшее достижение с точ- 
ки зрения двигательного развития ребенка. Это торжество чувствует также 
и ребенок, у него веселое лицо, он с гордостыо смотрит вокруг И чувст- 
вует себя на равной ноге с отцом, матерью, братьями и вообще взрослыми 
лицами. Ему еще нехорошо удается стоять на ногах, но оп от радости издает 
крики, пытается ходить, ПОднимает ручки вверх, а проявляениэ радости и 
движения ручек могут превосходить его силы: он может упасть п падение 
ТОрмозит и откладывает его попытки. Не оставляйте ребенка долго стоять 
на Ножках, и если он шатается и может упасть - поддержи ге его, обласкай- 
те, если его Попытка была неудачной; возьмите его на руки, поиграйте с 
ним, не оставляйте его все время в кроватке, а усадите на высокий стул. 

Его ножки еще очень слабые и не могут долго 
выдерживать тяжесть тела. 

Поддерживаемый за ручки вт! ПОДмышки ре- 
бенок может дслагь первые шаги (рис. 113). В скором 
времени он начинает сам передвигаться, держась за- 
края кровати, манежа, держась за кресла и перед- 
вигаясь от одного предмета к другому, Все эти 
попытки СОПровождаются падениями. Если он падает 
с небольшой высоты, ничего страшного не проис- 
ходит, если же падение Произошло с большой высоты 
или если ребенок упал на твердую плоскоть и уда- 
рился более чувствительной частью своего тела - го- 
ловой, ручкой и т.д. - он, конечно начинает плакать, 
не прекращая плача и Попытки ходьбы отклады- 
ваются на несколко недель или даже месяцев. 

Стояние на ногах и передвижение дают ребенку 
первое Ощущение чувства пространства. 

651. Потребность в обществе. В конце первого 
года жизни ребенок выраженно проявляет необхо- 
димость в обществе. Он хочет играть в помещении, 
в котором находятся и другие члены семьи, хочет 
с ними «разговаривать», в одиночестве же он на- 
чинает плакать. 

Наблюдение и уход 

652. Сон. Некоторые большие и малые грудные дети отказываются спать 
после обеда. Если они спят 11-12 часов ночью и больше спят по утрам, они 
не нуждаются в послеобеденном сне. Даже если вечером они очень устают 

и более раздражительны, это значит, что они входят в категорию детей, ко- 
торые нуждаются только в одноразовом дневном сне и постепенно утренний 
сон у них перемешается после обеда. 

Другим обстоятельством, обусловливающпм отказ ребенка от сна, ЯЕЛЯ- 
ется л», что именно в это время что-нибудь происходит в семье: может быть 
отец приходит с работы и ребенок хочет с ним поиграть. Конечно, ребенок 
скорее засыпает, если его понимают и несколько отодвигают соответствую- 
щий час сна. 
Как и у взрослых, потребность в сне является строго индивидуальной. 

Некоторые дети с живым темпераментом спят много для того, чтобы восста- 
новигь запасы своей энергии. Другие, более спокойные, нуждаются в меньшем 
количестве сна. В среднем, в возрасте около года, ребенок ночью спит обычно 
10-12 часов и приблизительно 2 часа - после обеда. 

653. Обувь. И в этом возрасте грудной ребенок не нуждается в обу- 
ви, которая бы защищала ему ноги, Только в случае, если его выводят во двор 
или он ходит по холодному полу, он нуждается в обуви. 

Обувь для него покупается мягкая, с легко сгибающейся подошвой, 
совершенно гладкая изнутри и без твердых швов по краям. У нас существует 
мнение, что ботинки «должны держать» и «защищать» лодыжку. В действи- 
тельности же не обувь поддерживает сустав, а осуществляемые ходьбой у- 
пражнения! Обувь с твердой подошвой усиливает тенденцию к плоской сто- 
пе, с чем по существу ребенок рождается и которая сохраняется также и у 
малого ребенка. 

Для большинства детей ботинки не являются помощью, но они во вся- 
ком случае и не мешают, с условием, если они из мягкой кожи п с гибкой 
подошвой. 

Обувь на ноге должна быть свободной для того, чтобы ребенок мог 
производить движения стопы и чтобы нога могла расти; рекомендуются ба- 
ТИБКИ с круглым носком. Когда покупают обувь между окончанием пальцев 
и концом ботинки ребенка должен оставаться свободный промежуток самое 
меньшее в 1 см; следует примерять оба ботиночка, так как иногда одна нож- 
ка может быть длиннее другой. 

654. Как взять на руки большого грудного ребенка? Обхватите ладоня- 
ми грудь ребенка или возьмите его подмышки: таким образом поднимает- 
ся тяжесть тела и приходится на оба плечевых сустава. Никогда не поднимай- 
те ребенка и не крутите его за руки - в таких случаях плечи держат всю тя- 
жесть тела. 
Игра с домашним" животными (см. пункт 677). 

Что делать, если ребенок предпочитает пользоваться левой рукой? 
Даже если у родителей создается впечатление, что ребенок будет лев- 
шой, не следует ему запрещать пользоваться левой рукой и заставлять его 
предпочитать правую. 

Предпочтительное пользованпе только одной рукой диктуется формой 
и развитием мозга и представляет собой биологическую особенность, кото- 
рая не должна интерпретироьатъся как дефект и которой не нужно проти- 
востоять, наказывая ребенка. Для ребенка является трудным вопросом поль

зоваться обязательно правой рукой, если для него гораздо естественнее 
пользоваться левой. 

Большинство левшей не имеет в жизни и в работе больших затрудне- 
ний в этой связи.