/Статьи по медицине/Органы чувств. Чувства

Органы чувств. Чувства

422. Глаза ребенка при рождении полностью сформированы. Антисепти- 
ческий раствор, который закапывают в глаза (l % азотнокислое серебро), 
чтобы предупредить возможные инфекции, существующие в тазово-гениталь-- 
ном канале матери, иногда вызывают припухание глазных век. Это припу- 
хание в сочетании с наблюдаемой у новорожденных детей тенденцией дер- 
жать глаза закрытыми, обусловливают затруднения при исследовании глаз в 
течение первых дней жизни ребенка. И только спустя несколько дней, когда 
ребенка берут на руки и прикладывают к груди, он может открыть глаза. В 
случае необходимости, глазные веки нежными движениями приподымают и 
производится осмотр глазных яблок. Склеры могут иметь красный оттенок 
вследствие подконьюнктивальных точечных кровоиэлияний 00 время родов, но 
эти кровоизлияния проходят спустя несколько недель без всяких следов и не 
имеют никакой патологической значимости. Если из глаз выделяется гной, 
глазные веки склеиваются и припухают, а глазные белки краснеют, значит, 
речь идет об инфекции (конъюнктивит), которую следует внимательно лечить 
согласно указаниям врача. 

423. Зрение. Глаза представляют собой самый важный орган чувства 
ребенка. Глазами оп воспринимает с самого начала окружающий его мир 
перед тем, как его «схватить и пощупать» собственными ручками; следует 
сказать, что новорожденный ребенок видит больше, чем мы предполагаем: 
он видит, но не знает, что видит. Зрение и восприятие предметов отмечаются 
у большинства новорожденных детей. Зрительную функцию новорожденного 
ребенка легче всего исследовать непосредственно перед кормлением и во 
время него. 

Все же чувство зрения неодинаково развито у детей даже одного и того 
же возраста и продолжительности внутриутробной жизни: у родившихея В 
срок детей чувство зрения более развито. 

Исследование зрения и восприятия изображений производится при 
помощи какого-либо блестящего предмета (очки врача) или выкрашенного 
в ярко-красный или желтый цвет. Было отмечено; что приблизительно у 
1/5 новорожденных детей глазные яблоки, ось которых вначале направлена 
по средней линии глазных щелей, ориентируются затем в сторону передви- 
гающихся предметов. Спустя 7-10 дней взгляд ребенка становится более 
осмысленным, более выражено боковое движение глаз, что предполагает 
наличие более пристального внимания. Только свыше одного месяца, а иногда 
в 1-3 месяца, у грудных детей появляется ясный взгляд и они могут само- 
стоятельно устанавливать контакт с матерью взглядами или могут следить 
более продолжительное время за блестящим предметом, который перед- 
вигается сбоку на расстоянии в 12-20 см. При отсутствии блестящего пред- 
мета взгляд новорожденного ребенка остается неопределенным. 

424. Косоглазие. У многих новорожденных детей отмечается косоглазие, 
которое может быть преходящим, совпадая с продолжительностью взгляда 
на какой-либо предмет вследствие отсутствия аккомодации и координации 
мышц, ведающих бинокулярням зрением. Это косоглазие исчезает в течение 
первых же месяцев жизни; оно остается патологическим, если оно двусторон- 
нее, сходящееся, интенсивное и продолжительное. 

Одновременные, координированные, управляемые деятельностью муску- 
латуры глазных яблок движения являются большой нагрузкой для каждого 
новорожденного ребенка. 

425. Появление слезоотделения. Новорожденные дети кричат и плачут 
без слез; обычно слезы у них появляются около трех недель и у весьма 
небольшого числа слезы появляются до этого возраста. 

Следует подчеркнуть, что раздражение конъюнктивы глазными каплями 
при рождении ребенка или в первые дни может обусловить водянистую 
секрецию, напоминающую слезы, но которая является временной. 

Матери должны отмечать день, когда у детей появляются слезы, потому 
что это обозначает достижение в развитии и нервном прогрессе ребенка. 

426. Слух труднее исследуется у новорожденных детей; существует 
большое разнообразие чувствительности со стороны новорожденных детей 
в связи со слуховыми стимулами. Это разнообразие объясняется также и ин- 
тенсивностью стимулов, которыми пользуются врачи для установления ос- 
троты слуха. 
Сильные шумы могут вызывать реакцию со стороны ушной раковины; 
любая вибрация воспринимается системой лабиринта, развившейся более 
рано и весьма затрудняющей исследования чисто слуховых реакций. С другой 
стороны, слабые шумы оказываются недейственными для того, чтобы увели- 
чить восприятие и возбудить внимание у новорожденных детей. Классически , 
известно, что новорожденные дети мигают при сильном шуме, но мигание 
представляет собой улиточно-пальпебральный рефлекс. Установлено, что 
речь идёт о слуховой реакции только тогла, когда при СИЛЬНО!\! шуме ново- 
рожденный или грудной ребенок резко прекращает все СВОИ движения, как 
бы пытаясь услышать этот звук И давая понять, что он якобы услышал и 
воспринял этот шум. Меньше чем 1/5 новорожденных детей проявляет эту 
реакцию. 

Разногласия существуют также и с точки зрения выбора стимулов, и 
предпочтения наблюдаются у каждого из авторов. Все же все исследователи 
в этой области согласны с тем, что сильные и резкие звуки гораздо лучше 
воспринпмаются, чем пронзительные звуки, и что человеческий голос пред- 
ставляет собой наиболее верный стимул. Это подтверждают наблюдения 
некоторых авторов (Андре-Томаса) над реакциями грудных детей в течение 
первых месяцев жизни на голос собственной матери. Поэтому мать, которая 
ухаживает за своим ребенком, должна все время разговаривать с ним или 
петь ему; она является первой, которая может отметить, что грудной ребенок 
действительно слышит: он успокаивается, когда она говорит с ним или поет, 
следит за ней взглядом. 

428. Обоняние. Различного рода пудры и пыль вызывают водянистую 
носовую секрецию; обоняние у новорожденных детей имеется при рождении, 
а некоторые из них поворачивают голову по направлению к груди матери 
до того, как притронуться к соску (повидимому, привлеченные запахом молока 
или тела матери). Если ребенок на несколько дней отделен от матери, он 
может её узнать только после того, как она берет его на руки и он чувствует 
запах её тела. В детдомах и яслях некоторые дети соглашаются сосать грудь 
только своих матерей. 
Общеизвестно, что если мать меняет одеколон, к которому ПрИЕЫК ребе- 
нок, он после этого отказывается идти к ней и сосать её грудь. 

429. Полость рта. Исследуются губы,' нёбо и десны грудного ребенка. 
у детей, родившихся с зубами, не рекомендуется их удалять, а обращаются 
к хорошему детскому стоматологу, который приготовляет специальный про- 
тез для того, чтобы мать могла кормить ребенка грудью. 
Многие матери беспокоятся по поводу того, что уздечка языка у ново- 
рожденного ребенка является короткой. Следует сказать, что даже если эта 
уздечка очень коротка, она не препятствует сосанию груди, а позже - речи. 
В настоящее время уже «не обрезают» уздечку с такой легкссгью, как на это 
соглашались раньше. 

430. Вкус хорошо развит у новорожденных детей, которые могут раз- 
личать «вкусные» вещи (сладкие) от невкусных (кислых, горьких, соленых), 
вызывающих у ребенка обильное слюноотделение И гримасы; приятные 
же вещи вызывают у него рефлекс сосания И глотания.