/Статьи по медицине/Питание для грудного ребенка

Питание для грудного ребенка

304. За последние 30 лет были отмечены большие успехи в области 
диететики ребенка. Были получены новые данные относительно физиологии 
питания и были отмечены чрезвычайно большие достижения в области пише- 
вой промышленности - главным образом в области диетических продуктов 
для различных возрастов. 

Кроме того, произошли большие перемены в области рассмотрения во- 
просов питания. В первые десятилетия ХХ века врачи-педиатры предписывали 
жесткий реЖИ1\1 для грудных детей и их матерей; в то же время создалась 
настоящая алхимия относительно методов приготовления различных молоч- 
ных препаратов с подробными указаниями относительно пропорции протеи- 
нов, углеводов и жиров, которые, однако, были вскоре заменены более реаль- 
ным и естественным пониманием нужд грудного ребенка. 
Ригидность концепций педиатров прошлого времени следует объяснить 
уровнем медицинских данных и социальным контекстом эпохи, когда матери 
или врачи ужасались высокой смертности среди грудных детей, поражениых 
внезапно, при явлениях острого поноса. В свое время обращалось очень мало 
внимания на инфекционную причину поносов, а расстройства роста и поносы 
объяснялись неправильным питанием и весьма мало - недостаточным пи- 
танием и инфекцией, которые в настоящее время считаются главными причи- 
нами. 


Применение промышленных молочных препаратов и исполь- 
зование холодильника (как и остальных средств охлаждения и КОН- 
сервирования МОЛОЧНЫХ продуктов) снизили в большой мере опас- 
ность инфекции пищеварительного тракта. 

К сожалению, одновременно появилось и другое, внушающее опасение, 
явление: число кормящих матерей катастрофически снижается, в особенности, 
в городской среде. Ни в одном из учебников педиатрии и ни в одном из жур- 
налов по специальности никто не утверждает превосходства искусственного 
питания. В продаже появился целый ряд препаратов для замены материнского 
молока, и эмпирические выводы некоторых матерей, по-видимому, оказались 
более сильной пропагандой, чем все предупреждения врачей-педиатров. 

305. Питание и заболеваемость грудного ребенка. Десятки лет тому на- 
зад статистика детской смертности была важным аргументом в пользу груд- 
ного питания по сравнению с любым другим способом питания грудного ре- 
бенка. Согласно этой статистике, смертность среди искусственно вскармли- 
ваемых детей в 5 - 7 раз пр евы шала смертность среди детей, вскармливаемых 
грудью. Это заключение было действительным как у нас в стране, так и за 
рубежом. Так, в 1874 году в Мюнхене смертность среди детей, вскармлива- 
емых грудью, была равна 15 %, в то время как среди искусственно вскармли

ваемых детей она была равна 85 %, а в Берлине в 1887 году умирало в летние 
месяцы от заболеваний пищеварительного тракта в 20 раз больше искусственно 
вскармливаемых грудных детей, чем вскармливаемых грудью. 

Основываясь на больших достижениях общей гигиены и гигиены молоч- 
ных продуктов в частности, а также имея в виду расширение и закрепление 
наших сведений в области питания вообще, меры защиты грудных детей могли 
быть настолько уточнены, что в некоторых населенных районах смертность 
среди искусственно питавшихся детей едва превосходила смертность детей, 
вскармливаемых грудью. Поэтому в настоящее время пользуются значительно 
более тонким критерием, а именно показателями статистики заболеваемости 
среди грудных детей. Все статистические исследования показывают, что искус- 
ственно вскармливаемые грудные дети заболевают чаще в первые 4 - 5 меся> 
цев жизни, и из восьми грудных детей, поступающих в больницу, только один 
ребенок вскармливается грудью. 

Все же, более убедительным является биологическое превосходство ма- 
теринского молока по сравнению с любым пищевым продуктом. Питательные 
начала женского молока отличаются от коровьего как с биохимической точки 
зрения, так и с точки зрения физиологии его переваривания. 

306. Содержащиеся в материнском молоке возбудигели. Практически, ма- 
теринское молоко можно считать стерильным, если ребенка прикладывают 
к груди; единственным исключением являются случаи, если инфекция проникла 
в грудную железу матери (мастит, абсцессы и т.д.). 
Некипяченое коровье молоко практически всегда заражено возбудителями. 
Взятое у матери молоко всегда представляет опасность заражения, поэ- 
тому по возможности следует прилагать все усилия для того, чтобы ребенок 
получал молоко непосредственно из материнского соска; в особых случаях, 
когда необходимо давать ребенку сцеженное молоко, следует тщательно соблю- 
дать все правила сбора и манипуляции материнского молока. В роддомах 
взятое от матерей молоко подвергается кипячению. 

307. Роль материнского молока в охране новорожденного ребенка от ин- 
фекпий, Известны различия - с точки зрения частоты и тяжести протекания 
- между инфекциями пищеварительных путей у искусственно вскармливаемых 
грудных детей и у детей, вскармливаемых грудью, но все же трудно сказать, 
насколько это может зависеть от благотворного действия грудного вскармли- 
вания и от повышенных рисков заражения при помощи искусственного вскарм- 
ливания. Все же многочисленные наблюдения говорят о защитной роли ма- 
теринского молока против инфекций пищеварительных путей. 

До недавнего времени считалось. что содержащиеся в материнском мо- 
локе антитела не всасываются кишечной стенкой и, следовательно, женское 
молоко значительно не огпичаегся с точки зрения охраны от инфекций от 
промышленных препаратов искусственного молока. Это мнение, однако, из- 
менилось после того, как было уточнено, что содержащийся в материнском 
юлоке иммуноглобулин - IgA - отличающийся антигенически от содер- 
жащегося в сыворотке IgA - обладает защитным противомикробным дей- 
ствием на слизистую оболочку кишок. 

Содержащиеся в молоке молекупы JgA более резистентны к измене- 
пиям рН И к действию протеолитических энзимов, чем содержащиеся в сыво- 
ротке IgA, D результате чего эти молекулы обладают действием в кишеч- 
нике. 

IgA могут в количестве 20-40 мг/~ш содержаться в молозиве, а спустя 
2 - 4 дня их количество снижается до 1 мг/мл, но вместе с тем увеличение 
секреции молока может компенсировать их снижение. 

Содержащиеся в материнском молоке антитела могут обнаружиться также 
и в кишечнике вскармливаемых этим молоком грудных детей, и была уста- 
новлена корреляция между титром копроантител и снижением числа кишеч- 
ных палочек в испражнениях; этим объясняется тот факт, что при эпидемиях, 
вызванных патогенной кишечной палочкой в роддомах, у вскармливаемых 
грудью новорожденных детей не отмечалось пищеварительных расстройств. 

Материнское молоко содержит антитела против возбудителей Escherichia 
сой из группы О, в основном, вызывающих неонатальные инфекции. Обус- 
ловливаемые Е. coli септицемии и менингиты более часто появляются у искус- 
ственно вскармливаемых новорожденных детей. 

Материнское молоко содержит также антиполиомиелитические анти- 
тела, а, по мнению некоторых авторов, фракции IgA играют роль также и 
против стрептококков и пневмококков, 

Противомикробное действие материнского молока зависит не только 
от антител, но и от его энзиматических, клеточных и протеиновых компо- 
нентов. 

Мы заострили внимание на роли материнского молока в защите новорож- 
денного ребенка от инфекций потому что, как за рубежом, так и у нас в стране, 
вместе с появлением множества промышленных молочных препаратов, мно- 
гие матери и даже педиатрические сестры недооценивают превосходство ма- 
теринского молока и весьма легко допускают переход на искусственное вскарм- 
ливание ребенка. 

Кормление грудью 

. 308. за исключением некоторых хорошо мотивированных случаев, го- 
раздо лучше соблюдать установленные природой законы, Известно, что для 
любого животного оптимальное развитие обеспечивается молоком его собст- 
венного вида. 

«Материнское молоко и любовь незаменимы». 

И У человека материнское молоко гарантирует хорошее развитие ребенка; 
как это было у:казано выше, единственным питанием, которое адаптируется 
к нуждам новорожденного ребенка, является питание грудным молоком, ко- 
торое переваривается легче, требует минимальных нагрузок и усилий со сто- 
роны организма ребенка. В то же время это является единственным некипяче- 
НЫМ молоком, которое можно пить без какой-либо опасности, ибо оно чистым 
и стерильным переходит непосредственно из груди матери к ребенку. Ребенок, 
вскормленный исключительно грудным молоком, никогда не болеет кишеч- 
ными инфекциями пищевого происхождения; материнское невскипяченное мо- 
локо сохраняет все витамины и минеральные соли, передавая ребенку ряд 
веществ, защищаюших его против различных заболеваний (антитела, энзимы). 

Испражнения ребенка, вскармливаемого грудью, менее обильны, чем 
стул «искусственного» ребенка (небольшое количество резидуальных веществ). 

Вскармливание грудью представляет и другое, менее известное широ- 
кой публике, преимушество: оно позволяет ребенку легче адаптироваться 
к необходимому количеству молока; поэтому ребенок сосет количество мо-, 
лока, в котором он нуждается. По-видимому, по этой причине вскармливаемый 
грудью ребенок менее часто сосет палец, чем вскармливаемые искусственно 
дети, не говоря уже об обстановке теплоты и интимности, которая создается 
между матерью и ребенком во время кормления грудью. 

С практической точки зрения кормящая грудью мать экономит много 
часов работы, избавляется от лишних забот и расходов; действительно, она не 
стерилизует резиновые соски и бутылки, не вычисляет различные разведения 
и концентрации, ничего не подготовляет, ничего не кипятит, не заботится 
о покупке молочного порошка, не контролирует температуру молока перед 
тем, как его дать ребенку. Таким образом, кормление грудью представляет 
бонысую экономию времени, энергии и средств. 

Самая неподготовленная мать в течение нескольких минут усваивает 
правила кормления грудью, в то время как для усвоения правил искусственного 
питания, помимо ловкости, необходима настоящая «наука», которая непрерыв- 
но изменяется в результате прогресса медицины. 

С психической и моральной точек зрения кормление грудью создается более 
интимную связь с ребенком. Мать., оторая кормит ребенка грудью, чувствует, 
что она дает ребенку то, что нш 'по другой не может ему дать - и это 
является единственным в своем роде переживанием, Среди бесчисленных забот, 
сомнений, боли, надежд и столь интенсивных и противоречивых переживаний, 
кормление грудью для уравновешенной матери является настоящим наслаж- 
дением, создавая у нее полноценное чувство материнства. 
Эмоции и'эаботы, связанные с каждым кормлением грудью в течение 
многих месяцев, конечно, требуют со стороны матери большой жертвы: она 
вынуждена отказаться от различных развлечений и свободы передвижения. 
Нельзя считать хорошей матерью женщину, которая не готова пожертвовать 
собой ради ребенка; опасение испортить фигуру не должно быть никогда 
мотивом отказа от вскармливания грудью. Если груди постоянно поддержи- 
ваются лифчиком, не происходит чрезмерного растяжения кожных покровов 
и опускания; объем железистой ткани вновь уменьшается, когда отлучают 
ребенка. При помощи слокного нейрогуморального механизма матка и брюш- 
ные органы быстрее возвращаются к своему первоначальному объему у ма- 
терей, которые вскармливают детей грудью. 
Число женщин, которые вскармливают детей грудью, поразигельно умень- 
шается. В особенности в городах «эмансипированные» матери считают корм- 
ление грудью ненужной нагрузкой. Если они своих детей не вскармливают 
грудью, а дети все же прибавляют в весе, они считают себя вправе недооцени- 
вать и даже осуждать вскармливание грудью, не зная, что почти все дети 
которые поступают на лечение в больницы по поводу случайных заболе- 
ваний и, в особенности, по поводу поносов, питаются искусственным путем. 
Число заболеваний на определенной территории обусловливается в самой 
большой степени методом питания грудных детей. В некоторых случаях тер- 
пение матери подвергается большим испытаниям в течение первых дней, но 
любящая ребенка, волевая и правильно направляемая врачом и патронажной 
сестрой мать сумеет надлежащим образом преодолеть все эти трудности. 

Отговорка «не умею молока» или же «ребенок не хочет сосать» или, 
наконец «у меня пропало молоко» скрывают в большинстве случаев нежела- 
ние матери кормить своего ребенка грудью. В действительности, у женщины 
не может существовать полное отсутствие секреции молока, а снижение числа 
матерей, кормящих своих детей грудью, обусловливается, главным обра- 
зом, отрицательными последствиями современной цивилизации; отчуждение 
от очага родителей; непрерывное беспокойство; «модернизация и эманси- 
пация», понятые превратно некоторыми молодыми матерьми; отсутствие 
помощи в послеродовом периоде со стороны родителей; отсутствие санитар- 
ного воспитания, которое должно было быть начато в школе ознакомлением 
девущек с ролью будущей матери. 

• В одном из районов Бухареста было отмечено, что большинство матерей 
прекратили кормить детей грудью задолго до окончания декретного отпуска; 
отлучение было отмечено в 80 % случаев без объектявных причин из удоб- 
ства, равнодушия, желания принимать участие в мелких городских удоволь- 
ствиях - спектакли, посещения друзей, экскурсии и т. д. - все это ввиду 
отсутствия сведений из санитарно-просветительной области. «Ознакомление» 
с преимуществами отлучения начинается уже в роддоме, где другие «опытные» 
матери убедили молодую мать, что ребенок хорощо развивается, если его 
вскармливают коровьим молоком или молоком, приготовленным из молоч- 
ного порошка. Дома при первом заявлении матеря, что «она не имеет молока», 
'был при несен молочный препарат или чай по совету или без совета врача. 
Использование сухого молока в первые недели жизни ребенка, когда он еше 
«не умеет» сосать грудь, а молочная секреция еще не установилась полностью, 
конечно, заканчивается ранним отлучением ребенка от груди (ребенка не при- 
кладывают регулярно к груди; ребенок «не хочет» больше сосать грудь; часть 
    грудного молока остается неиспользованной),     I 

309. При выписке из роддома, в результате вставания роженицы с постели, 
соответствующих эмоций и нагрузок, связанных с возвращением домой, от- 
мечается некоторое снижение секреции молока; патронажная сестра обязана 
ежедневно посещать молодую мать, организовать ее режим дня и давать ей 
советы по всем вопросам. Органичение физических нагрузок, соблюдение 
постельного режима, избегание чрезмерных усилий и сильных впечатлений, 
правильное питание и, в особенности, участие всей семьи в оказании помощи 
жатери - все это является средствами, которые могут компенсировать сни- 
мение секреции молока. Весьма важно не пренебрегать некоторыми добав- 
лениями других молочных препаратов с использованием бутылочки с надле- 
жащим количеством молока или чая. В таких случаях мать ограничивается 
обычно тем, что дает ребенку несколько чайных ложечек сладкого чая (ложечка 
сахара на 100 мл) после каждого кормления грудью во избежание «вызывае- 
мой жаждой лихорадки» (вследствие отсутствия воды). 

Ребенка следует чаще прикладывать к груди, согласно более гибкому 
расписанию, в периоды, когда он не спит; если он «не умеет сосать грудь» 
или оказывается слабым, грудь следует опорожнять правильным сцежива- 
нием сейчас же после каждого кормления грудью. 

Следует соблюдать общее павило - кормить только одной грудью в 
кормление, для того чтобы полностью ее опорожнить. В первые дни и даже 
позже, когда секреция молока еше недостаточна, ребенка нужно прикладывать 
к обеим грудям, начиная каждое кормление с другой груди. 

Каждый нормальный новорожденный ребенок после нескольких дней 
жизни выполняет первые сосательные движения; затем мать должна «научить 
его кушать», понимая под этим схватывание грудного соска вместе с обод- 
ком, нахождение более правильного положения головы, рта и носа (рис. 60); 
следует следить за тем, чтобы ребенок не глотал воздух и не засыпал у груди, 
чтобы быстро кончал сосать и засыпал немедленно после этого. Это, конечно, 
легко только на словах, но зачастую достаточно трудно осуществить на деле: 
некоторые дети как будто рождаются «вышколенными», в то время как дру- 
гие в течение нескольких дней или даже недель учатся сосать грудь. Следо- 
вательно, уже с этого возраста каждый ребенок имеет свои особенности, и 
молодая мать должна знать проявления «личности» ребенка. 
Несомненным является факт, который должен быть постоянно в уме 
каждой матери (а также и всей семьи, которая должна в этом помогать ма- 
тери), что среди причин, оказывающих влияние на повышение и сохранение 
молочной секреции, основными являются следующие: 
- желание и воля кормить ребенка грудыо; 
- регУЛЯрflOе прикладывание ребенка к груди; 

душевное состояние и уравновешенность матери; 
гармоничность семейной жизни; 
сила и «умение» новорожденного ребенка сосать грудь; 
добросовестность, профессиональная подготовка и энергия патронаж- 
ной сестры после выписки матери и новорожденного из роддома. 
К указаниям, изложенным в пунктах 280 и 281 в связи с правилами корм- 
ления грудью, для положений, которые могут наблюдаться на дому, мы 
добавляем следующее: 

а) Во время кормления грудью никогда не следует удалять ребенка от 
груди ради других дел (телефон, дверь и т. д.). Резкое изьятие грудного соска 
изо рта ребенка может привести к отказу от груди. 

д) Если новорожденный ребенок засыпает во время сосания груди до всасы- 
вания необхимого количества молока (по мнению матери), она должна пово- 
дить соском во рту ребенка или же попытаться вытащить его изо рта. Если 
ребенок не просыпается, лучше оставить его спать. 

в) Что делать, если ребенок не опорожняет грудь, потому что он быстро 
насыщается? Если ребенок достаточно сильный, сосет каждые четыре часа 
и насыщается, оставшееся в грудной железе молоко мать может сцедить 
рукой; если же грудь не полностью опорожняется при каждом кормлении, 
молочная секреция неминуемо снижается. 

г) Если ребенок очень слаб для того, чтобы опорожнить грудь, остаток 
молока сцежиеается рукой или отсосом в чистый эмалированный сосуд, а затем 
при необходимости его подгоревают до температуры тела и дают ребенку 
ложечкой, соской или даже пипеткой. 

д) Если мать полагает, что для увеличения количества молока к сле- 
дующему кормлению лучше дать ребенку молоко через соску, она ошибается, 
так как с течением времени при отсутствии физиологического стимула 
- регулярного оnорожnения грудной железы - молдчна я секреция снижается. 

е) Для грудного ребенка важно, чтобы при кормлении грудью сущест- 
вовали следующие условия: 
чтобы ребенок не спал; 
- чтобы оп был голоден; 

- чтобы был в сухих пеленках; 
- правильно и удобно спеленутым (не очень тесно, не слишком свободно 
и не очень тепло); 
- чтобы при сосании груди ребенок был в правильном положении. 

ж) Продолжаюшееся свыше 15 минут и самое большее 20 минут соса- 
ние груди утомляет мать и ведет к ранению ее грудного соска. Ребенок привы- 
кает засыпать всякий раз, когда его прикладыеают к груди и после нескольких 
минут сосания засыпает; при попытках уложить его в постель начинает пла- 
кать, а если его снова приложить к груди, он производит несколько сосательных 
движений и снова засыпает. Создается таким образом порочный круг, вызываю- 
щий снижение секреции молока, снижение упитанности ребенка и расстраиваю- 
щий режим кормления грудью. 

В первые 5 - 10 минут ребенок отсасывает наибольшее количество мо- 
лока и опорожняет грудь в течение самое большее 10 - 15 минут. После 
этого он сосет только для того, чтобы удовлетворить нужду «сосания», а не 
для того, чтобы получить больше молока; 
з) Любой остаток молока сцеживается после каждого кормления. 
и) Не следует требовать жесткого соблюдения режима кормления грудью. 
к) Между часами кормления грудью ребенку не следует давать много 
чая и не следует брать на руки. 

310. Часы кормления грудью устанавливаются в зависимости от нужд 
специфического питания каждого ребенка. Известно, что существуют широкие 
границы колебаний ДЛЯ аппетита каждого новорожденного. Длительность 
опорожнения его желудка варьирует в пределах одного - четырех часов. Его 
аппетит и рацион для каждого кормления существенно различаются в первые 
4 - 6 недель, и поэтому схема кормления ребенка базируется на расписании, 
устанавливаемом самим ребенком. 

В Социалистической Республика Румынии, как и в других странах, в 
настоящее время отмечаются противоречия между сторонниками жесткого 
режима и свободного с точки зрения числа кормлений и промежутков между 
ними. 

за последние 50 лет у нас в стране, в основном, соблюдается жесткое 
расписание кормления грудью: 7 раз в течение 24 часов (6, 9, 12, 15, 18,21,24) 
с одним большим промежутком ночью в течение 6 часов; или же кормят грудью 
6 раз в сутки (6; 9,30; 13; 16,30; 20; 23,30) и свободный промежуток ночью, 
равный 6,5 часа. Некоторые педиатры в последнее время рекомендуют 5 корм- 
лений грудью в 24 часа с промежутками в 3,5 часа и с 8-часовым ночным 
перерывом. 

В свое время жесткость соблюдения почасового расписания кормления 
грудью была догмой; например, вот что говорил германский педиатр Дагвиц 
в 1940 году: «Матери не должны быть рабынями своего грудного ребенка, 
а его следует выучить владеть собой. При помощи жесткой программы ухода и 
питания ребенку оказывается помощь в этом направлении, несмотря на то, 
'по его роль является чисто пассивной: он не питается, а его кормят, он не 
спит, а его укладывают». Насколько хорошо этот совет? Не случайно ли, 
что принужденное кормление, возможно, содержит корни отсутствия аппетита 
и отрицательных реакций со стороны многих детей? Применяя эту жесткую 
и противоестественную программу, не входим ли мы в конфликт со здравым 
смыслом и наблюдениями со стороны многочисленных матерей? 

Во всех медицинских учебных эаведениях и в ежедневной педиатрической 
практике многие врачи применяли эту концепцию, пытаясь вселить в матерей 
боязнь свободной почасовой программы кормления грудью, находя для этого 
психологическую мотивировку*'. Среди про чего утверждалось. что нерегуляр- 
ное кормление ребенка безусловно приведет к избалованности; дело доходило 
даже до того, что были авторы, утверждавшие, что вне режима не следует 
обращать внимание на ребенка, даже если он плачет все время. 
Следует все же сказать, что большинство детей быстро приспособалось 
к этим строгим расписаниям кормления. 
Конечно, существовали и еще существуют исключения: дети, желудок 
которых не вмещает порцию молока, достаточную для четырех часов; дети, 
которые засыпают во время кормления грудью и, наконец, дети нервные или 
с кишечными коликами. 
Дяя внедрения «либеральной» концепции относительно режима питания 
ни один врач и ни одна патронажная сестра не осмеливались давать ребенку 
пить и не советовали матери брать ребенка на руки даже на несколько минут 
вне часов кормления, несмотря на все крики и плач ребенка; с этой точки 
зрения положение было более тяжелым для сознательной, дисциплинирован- 
ной матери, которая, соблюдая указания врача, «мучилась». стараясь преодо- 
леть желание успокоить своего ребенка. К счастью, многие матери, руковод- 
ствуясь материнским инстинктом и изучив особенности своего ребенка, нару- 
шали эту программу без всякого разрешения со стороны врача или патронаж- 
ной сестры. 
В 50-х годах нашего столетия в США жесткие концепции относительно 
кормления грудью начали постепенно отходить на второй план. 
Вот что пишет по этому поводу известный американский врач Бенжа- 
мин Спок В своей знаменитой книге «The соттоп sens book of ЬаЬу and child"»: 
«Первые попытки осуществил врач Престон Мак Лендом в сотрудничестве 
с психологом Фрэнсис п. Симсариан - молодой матерью. Он хотел знать, 
какого расписания будет придерживаться Симсариан-сын, если его кормить 
всякий раз, когда ему захочется есть. В первые дни ребенок засыпал достаточно 
нерегулярно, а в момент «прилива» молока, начиная со второй половины пер- 
вой недели, просыпался весьма часто, приблизительно 1'0 раз в день. В те- 
чение второй педели он уже требовал 6 - 7 кормлений в день, снерегулярными 
промежутками. К 10 неделям он сам дошел до кормления грудью приблизи- 
тельно через четыре часа. Этот метод получил название «свободного режима». 
С того времени (1942 год), к большому облегчения родителей и детей, это 
расписание применяется все более широко». 
Какие ошибки были отмечены и при использовании «свободного режима» 
или, как говорят, «при кормлении по просьбе». 
В связи с этим цитируем того же Спока: <<Я полагаю, что выражение 
«свободный реЖИ!\1» не всегда хорошо понимают. Новые поколения молодых 
матерей думают, что самым хорошим средством борьбы с жесткими прави- 
лами прошлого является другая крайность: кормить ребенка случайно, уста- 
новив в качестве общей догмы «нерегулярносгь». 

• Следует подчеркнуть, что проф. А. Д. Русеску, вопреки общему мнению в 
руководствуясь своим длительным опытом, был все время сторонником эластичного 
расписания кормлевая ребенка грудью, ратуя в течение первых недель за ночное 
кормленяе. 

Это удается тогда, когда у ребенка «крепкийх желудок и спокойный 
характер, когда у матери нет хозяйственных забот и ей совершенно безразлично, 
сколько раз за ночь ее будят; но полный энергии и жизненных сил ребенок 
может требовать в течение месяцев весьма частых кормлений, оставляя таким 
образом своей матери мало времени для покоя. Больше того, некоторые 
дети пр осыпаются кажду ночь 1 - 2 раза, и это продолжается до окончания 
первого года жизни. 
В то время, как некоторые матери соблюдают «свободный» режим до 
крайности, другие его боятся как огня; никто не должен удивляться, если 
усЛЬШ1ИТ, как одна мать хвалится тем, что ей удалось применить «свободный 
режим», а другая резко осуждает соседку, не желающую использовать ее опыт. 
Важно не забывать главной цели и не бросаться из одной крайности в дру- 
гую. Главное не в режиме, а в том, чтобы возможно лучше растить ребенка. 
В то же время, занимаясь своим ребенком, родители должны щадить также 
и свое собственное здоровье; это означает, что нужно прийти к рациональ- 
ному числу кормлений приблизителыю в те же часы, и совершенно отказаться 
от ночных кормлений, как только это будет возможно. Без этого у родителей 
не получится ничего хорошего, а то, что устраивает родителей, будет под- 
ходить и ребенку, и наоборот. 
Если мать предпочитает в течение многих месяцев кормить ребенка 
нерегулярно, то неразумно ей в этом мешать. Это не принесет никакого вреда 
ребенку и его матери, в особенности, если она ненавидит жесткое расписание. 
Все же я твердо уверен, что дисциплинированная и очень занятая мать сильно 
ошибается, если воображает, что способствует счастью ребенка, жертвуя со- 
бой. Эти крайности со временем могут привести только к БОЛЬШЮ1 труд- 
ностям». 
Мы воспроизвели этот длинный текст Спока, ибо заблуждения и про- 
тиворечия, которые существовали в .США 20 - 25 лет тому назад, проявляются 
и у нас: врачи, патронажные сестры и матери диспутируют, приводя крайние 
доводы в пользу каждой из этих концепций. 

311. Как устанавливается режим кормления ребенка грудью? По при- 
бытии из роддома большинство новорожденных заявляет о том, что они го- 
лодные кажды три часа, и только немногие из них - каждые четыре часа, 
обычно 6 - 7 раз в сутки. Вначале можно попытаться примевитъ расписание, 
которого придерживались в роддоме (следовательно, обычный для него ре- 
жим). Однако, согласно нашему опыту, у большинства из них появляется 
аппетит 6 - 7 раз ежедневно в течение первых 4 - 6 педель жизни; менее 
крупные дети, содержимое желудка которых эвакуируется быстрее, хотят есть 
приблизигельно каждые три часа, и большинство из них пробуждается к полу- 
ночи или в два часа ночи; весьма немногие новорожденные не требуют корм- 
ления грудью после полуночи и, по нашему мнению, лучшее всего не будить 
ребенка в два часа ночи, а выжидать, пока он сам заявит о том, что голоден. 
Вместо чая (подогрев бутылочки) более удобно и полезно приложить ребенка 
к груди; с течением времени ребенок все реже будет требовать грудь ночью, 
а к 3 - 4 неделям он уже сам не будет просыпаться ночью. Иногда новорож- 
денные отказываются сначала от кормления в 23 - 24 часа, а позже - в 2 
часа ночи. 
Здоровый новорожденный сам довольно быстро устанавливает для себя 
4-часовый промежуток между дневными кормлениями, и более продолжигель

ный промежуток ночью. Днем увеличивается промежуток между первым и 
вторым кормлением, так как у матери за ночь появляется обильное коли- 
чество молока, а ребенок имел достаточно времени для сна и отдыха. Неко- 
торые матери жалуются, что после утреннего кормления ребенок глубоко 
засыпает; мы полагаем, что лучше с самого начала оставлять ребенка спать 
сколько он захочет между первым и вторым кормлением. Пословица «ребе- 
нок растет во сне» содержит проверенную истину. 

Наоборот, если грудной ребенок просыпается раньше, между этими 
двумя кормлениями в течение нескольких дней, даже если ему обеспечивается 
полный и совершенный покой, это означает, что его порция молока явля- 
ется достаточной только для соответствующего промежутка времени; эсли 
этот промежуток равен трем часам, его можно продолжать соблюдать дол- 
гое время, а если меньше двух с половиной часов - следует обратиться 
к детскому врачу. 

Соблюдение 4-часового ритма кормления, обязательного согласно мне- 
нию, которого начали у нас придерживаться в последнее время, не может 
быть полезным для ребенка, который начинает чувствовать голод каждые 
три часа. В первые месяцы ребенок реагирует на голод, как на что-то неприят- 
ное, плачем, но он замолкает сейчас же после утоления голода; эти реакции 
не имеют ничего общего с баловством или упрямством, И по мере того, как 
ребенок растет, он все реже будет испытывать чувство голода. 

Преимущества жесткого расписания кормления грудью заключается в 
том, что оно является для матери практически м указателем часов кормления. 
Кроме того, ей легче установить, плачет ли ребенок от голода или же в силу 
других причин. Расписание помогает ей распределить свое время между дру- 
гими заботами, позволяя ей отдыхать, когда ребенок спит. 

Ест! мать не составляет плана своего свободного времени - с кормле- 
нием ребенка можно обождать 5 - 10 минут. Грудного ребенка не следует 
питать механически, как машину, а рациональное распределение времени с: 
небольшими вариациями лучше всего соответствует нуждам ребенка. 
Матери следует иметь в виду как поведение ребенка, так и свой ежед- 
невный режим дня.     . 

По нашему мнению, мать должна кормить ребенка приблизительно в 
6,10, 14, 18 и 22 часа, и у многих детей эта программа уже является установ- 
ленной, когда они доходят до возраста в шесть недель. 

Для новорожденных детей, которые не спят без перерыва 8 часов за ночь, 
некоторые врачи рекомендуют, что до наступления полной секреции груд- 
ного молока и, в особенности, до того, как кривая веса тела начнет ритми- 
чески повышаться, следует добавить еще одно промежуточное кормление 
грудью - в 2 - 3 часа ночи; после этого ребенку можно давать подслащен- 
ный анисовый или ромашковый чай с добавлением глюкозы (1 паке т в 5 г 
на 100 мл чая) или с сахаром (неполная ложечка на 100 мл). Очень сладкий 
чай дети начинают предпочитать молоку. 

312. Пищевой рацион грудного ребенка в течение первого месяца жизни. 
- В конце первой недели жизни ребенок высасывает в среднем 200- 
400 мл молока/24 часа; 
в конце второй недели - приблизительно 400 - 550 мл ежедневно; 
в конце третьей недели - приблизительно 450 - 600 мл ежедневно; 
в конце четвертой недели он высасывает 500 - 650 мл ежедневно. 

313. Срыгивание. После окончания кормления ребенка следует держать 
в вертикальном положении, слегка «похлопывая» по спинке. Позже его усажи- 
вают на колени к матери, подцерживая головку и слегка «похлопывая» по 
спинке. Некоторые грудные дети срыгивают легко, а другие это делают только 
спустя несколько минут. Срыгивание облегчается, если ребенка слегка накло-- 
няют вправо. 

В течение первых 2 - 3 недель полагается, чтобы новорожденный ре- 
бенок срыгивал после каждого кормления, иногда даже два раза (один раз 
во время сосания груди, а второй раз после окончания); позже зависит от 
ребенка, насколько он нуждается в срыгивании. 

Если ребенок не срыгивает, проглоченный им во время сосания воздух 
может вызвать растяжение желудка, вызывая у него рвоту или колики. 
314. Как установить, достаточно ли у матерн молока? 

Новорожденные и грудные дети спят 3 - 4 часа после каждого кормле- 
ния; еще более достоверным признаком является непрерывное повышение веса 
тела на 170 - 120 г каждую неделю. Контроль веса тела производится еже- 
недельно. То обстоятельство, что некоторые новорожденные или грудные дети 
менее сонливы и больше бодрствуют, не означает, что им не хватает груд- 
ного молока. 

Вывод о том, что у нее нет достаточного количества молока, должна 
делать не только мать и не только в зависимости от реакции ребенка после 
кормления (плач, беспокойство, поиски соска, сосание пальца и успокоение, 
если его берут на руки или прикладывают к груди и т. д.). Беспокойство, ко- 
лики, число испражнений, различия порций молока в разные Д1Ш, остановки 
в прибавлении веса тела не имеют никакого значения, если новорожденный 
хорошо выглядит, а кривая веса его тела непрерывно повышается. 

Как ежедневное взвешивание ребенка, так и/или проба количества высо- 
санного молока после каждого кормления могут обусловить снижение молоч- 
ной секреции, вызывая тревогу матери, которая начнет дополнять питание 
ребенка соской, что в периоде новорожденного вызывает преждеврменное 
отлучение от груди. Если речь идет о новорожденном в возрасте свыше 21 
дня или о грудном ребенке, который жадно сосет грудь и опорожняет обе 
молочные железы, но не засыпает после этого или же просыпается спустя 
час голодным, не прибавляет в весе, то материнского молока для него недос- 
таточно. 

Перед тем как заключить, что мать имеет мало молока, нужно исклю- 
чить три возможности: а) ошибки правил кормления грудью; б) наличие фак- 
торов, которые зависят от физической усталости и психической перегрузки 
матери (эмоции, неприятности); в) физические факторы, зависящне от ребенка 
и препятствующие его росту (болезни и т. д.). 

315. Как дополнять питание ребенка? Если все же констатируется (объек- 
тивно), что молока матери недостаточно для ребенка, ни в коем случае нельзя 
отлучать ребенка от груди. Врач должен решить, каким препаратом будет 
дополняться питание. В течение первого месяца жизни в пищу можно добав- 
лять румынский препарат «Лакго» ИЛИ, в его отсутствии, на селе, его смеши- 
вают с коровьми молоком В разведении 50 % (см. гл. «Искусственное вскарм- 
ливание»). Желательно не применять в этих целях коровье молоко, а првго- 
товлять его из сухого молока. 

Ребенка следует прикладывать для кормления всякий раз к обеим грудям 
для их опорожнения, а затем добавочная порция даетя ложечкой, желатель- 
но, пластмассовой, а не металлической; есJШ необходимы большие количества 
молока, их можно давать через соску. 
Если ребенку в начале кормления давать молоко из соски, он уже не 
настолько голоден, чтобы полностью опорожнить грудь; отверстия соски 
не должны бьпь большими, иначе ребенок будет отказываться от груди, от- 
куда молоко поступает труднее. 
Какое количество молока следует добавлять? Только врач-педиатр может 
установить количество назначаемого ребенку молока; для проведения в жизнь 
его указаний предпочтительно иметь в доме весы: в течение одного дня ре- 
бенок можно взвешивать до и после каждого кормления грудью, а затем 
уже решать вопрос о количестве вводимого молока. 
В последующие дни это количество повторяют; итоги добавления в весе 
подводят через 7 - 10 дней. Если это добавление ребенок переносит хорошо, 
концентрацию молока доводят сначала до 8 %' а к одному месяцу - до 10%.